Мы привыкли со школы, что рисунок нужен для решения задач по геометрии. Потому что без рисунка просто не понять условие. Непонятные прямые пересекаются в каких-то точках. Но когда нарисуешь — всё становиться понятным.
В физике — то же самое.
Чтобы понять задание по физике — нужен рисунок
Например, есть такая задача: При взвешивании на неравноплечих рычажных весах масса тела (по сумме масс уравновешивающих гирь) на одной чаше весов оказалась равной m1 = 4 кг, а на другой — m2 = 9 кг. найти истинную массу тела m.
За всё время только один ученик понял эту задачу сходу, без рисунка. И только потому, что он был уже опытным олимпиадником. Все остальные даже не знали, что тут нарисовать.
И по этому поводу тут действуют правила, которым надо следовать, чтобы получился рисунок, а следом и задача. И эти правила такие же, как в геометрии.
7 правил решения задач ко физике и геометрии:
1. Записать «Дано» и перенести туда все данные из условия. В задаче по физике — сделать колонку СИ и переписать туда данные в нужном формате
2. Нарисовать рисунок. Если не понятно, что рисовать — рисуем то, что понятно. Например, в приведённой выше задаче есть термин «чаша весов». Её же можно нарисовать — вот и НАДО НАРИСОВАТЬ. Есть термин «Рычажные весы», понятно же, что это — тоже НАДО НАРИСОВАТЬ. Так одно за другим будет нарисовано всё, что есть в задаче.
3. Проверить, не противоречит ли рисунок задаче. Если противоречит — перерисовать заново.
4. Если задача не решается, надо на рисунок перенести всё, что есть в условии, и нарисовать всё, что может иметь отношение к делу. Например, вы приведённой задаче действует сила тяжести и она явно имеет отношение к делу — она должна быть нарисована.
5. Если в задаче несколько ситуаций — сделать рисунок под каждую ситуацию. Например, в приведённой задаче у нас две ситуации. Значит рисунков должно быть минимум два.
Ещё пример: в условии говорится, что есть воздушный шар, который летит вниз. С него сбрасывают груз и после этого он летит вверх. По вашему рисунку видно куда он летит? Если нет — рисунок пока не доделанный. Далее, сколько сделано рисунков с этим воздушным шаром? Если только один — это серьёзная недоделка: у нас же две ситуации. Шар летит вниз, а потом вверх. Значит рисунков должно быть как минимум два. А обычно — больше. Потому что надо раскрыть ещё какие-то детали, нарисовать векторы и другие выносные рисунки.
6. Если задача всё равно не решается — надо перерисовать рисунок так, чтобы обозначения не накладывались друг на друга, и сам рисунок должен быть крупным. Мелкий рисунок — вредный рисунок. Создаёт видимость, что рисунок есть, но он не помогает, а только мешает.
Насколько крупным должно быть рисунок? Настолько, насколько позволяет пространство для рисования. В идеале — во весь тетрадный лист.
7. Если задача всё равно не решается — нарисовать рисунок по-другому. Добавить дополнительные факторы, которые присутствуют в задаче.
Например, практически везде есть воздух. Значит — его надо нарисовать. И в некоторых задачах именно его присутствие определяет физическое явление и приводит к решению задачи.
В какой момент приходит понимание условия
Если задача так и не решилась, но у вас всего пара рисунков и тем более, если нет рисунка — то это равносильно тому, что вы и не пытались решить задачу. Нормальным следует считать 5-6 рисунков. Примерно с такого количества новая задача начинает получаться. Иногда нужно 10-20 рисунков. Если задача новая — практически всегда сходу не понятно, как нарисовать рисунок, а по физике и условие может быть не понятно.
И ПОНИМАНИЕ условия и того, как правильно нарисовать рисунок, ПРИХОДИТ В ПРОЦЕССЕ ОТРИСОВКИ задачи. Обычно требуется 3-4 рисунка, чтобы адекватно нарисовать то, что есть в задаче, чтобы рисунок соответствовал, а не противоречил условию. Глаза боятся — руки делают: надо рисовать много и очень много рисунков, крупнее и ещё крупнее, чтобы задача действительно получилась. В этом заключается основная работа в решении задачи по физике и геометрии.
Именно так: глаза боятся, руки делают. Преодолеваем лень, и рисуем, рисуем и рисуем.
Лёгкость решения задач по физике и геометрии
Когда я говорю про 10-20 рисунков, это не преувеличение. Если задача сложная, то запросто может понадобиться столько рисунков. А то и больше.
Но если мы говорим не про олимпиады или задачи ЗФТШ МФТИ, а про школьные задачи уровня ЕГЭ, то очень быстро дети выходят на уровень, когда даже самые сложные задачи решаются за 5-6 рисунков. А задачи попроще требуют всего 1-2 рисунка.
Но на этот уровень надо выйти.
Для чего нужна практика.
Волшебная таблетка
Волшебной таблеткой называют обходной путь, который бы позволил быстро освоить какой-то навык.
По этому поводу есть притча, когда к Евклиду пришёл царь Греции Птолемей I и сказал, что у него есть свободный вечер, и он готов изучить геометрию и всё то, что Евклид преподаёт в своей знаменитой школе ученикам. На что Евклид ответил, что геометрию изучают годами. Птолемей ответил — «Но я же царь!». На что Евклид высказал свою фразу, ставшую знаменитой: «В геометрии нет царских путей»
Вот и я отвечу — в физике и геометрии нет царских путей, которые бы позволили освоить эти предметы за вечер. Или за неделю. И даже за год нельзя освоить физику и математику так, чтобы сдать ЕГЭ на 90 баллов и уж тем более на 100.
Хотя были случаи, когда ученики за год демонстрировали чудеса. Но это скорее исключения.
Поэтому на счёт волшебной таблетки я скажу следующее: я знаю кратчайшие пути, благодаря которым вы будете развиваться в 10 раз быстрее и достигнете в разы большего, чем занимаясь самостоятельно. Но и «пахать» придётся в 10 раз больше.
Зато вы сразу будете видеть результат. Этот будет тот вариант «прогрызания гранита», который кратчайшим способом ведёт к цели.
У каждого чемпиона должен быть тренер.
У каждого ученика, который достигает выдающихся результатов, есть свой наставник.
Жду вас на занятиях!
Пишите +7(965) 232 40 10 WhatsApp
Другие мои статьи:
Почему Перельман не взял Нобелевскую премию
Репетитор (я!) спешит на помощь! — 30 сек. видео про меня
Итоги поступления в вузы 2020 — 5-ка вузов Москвы
Почему я не решаю контрольные за деньги