Вчера я разбила банку. Вдрызг! На мелкие кусочки, разлетевшиеся по самым дальним закоулкам кухни. Ценных утренних полчаса я точно потрачу на уборку. Досада и жалость! Не к банке конечно, а к потерянному времени.
Тут же прискакали двое старших, сочувственно помолчали, приняли ситуацию, что кашу нужно подождать и ускакали по своим малышовым делам дальше. И тут на душе стало так хорошо и приятно. И пока скребла осколками по полу, разбиралась: "Как же так? Мне каждый раз банки что-ли разбивать, чтобы впасть в состояние спокойствия?"
Вспомнила слова из недавно прочитанной книги психологов-педагогов Фабер и Мазлиш во взаимоотношениях с детьми, что когда ребенка разбирают какие-то чувства, важно принять их, обозначить, можно проговорить их вслух (например: Ты злишься! Ты так рад!). А дальше ребенок сам разберётся как ему поступить. Не нужно отрицать его эмоции, как обычно мы делаем: "Да, из-за такой ерунды ты плачешь!". Не нужно что-то советовать, жалеть, философствовать, а просто принять его чувства. И человек сам выберет, как ему поступить дальше.
И я поняла, что мои дети именно так и поступили со мной. Они не поругали за разбитую банку: "Что ж, ты мама такая криворукая!", не пожалели, а просто междометиями и вздохами обозначили мою досаду, дали мне время спокойно все убрать. И я так благодарна им за очередное открытие!
А сегодня из рук моего трехлетнего сына вылетела тарелка. Такой подлости от нее он сам не ожидал! Рефлекторно я дернулась, хотелось сначала сказать что-то вроде: "Сколько тарелок ты уже перебил!". Потом хотела успокоить: "Да ладно! Не переживай! Новую купим!" Но это было бы неправильно - я бы обесценила и отвергла его чувства. Но есть такое замечательное слово, когда разбив посуду, говорить "На счастье!" Раз уж разбилась и ничего не поделать, то пусть уж на счастье. Это помогло справиться с потоком ненужных слов. И ребенка я молча обняла, он ведь сам испугался, мой малыш.