Генри Форд (родился 30 июля 1863 года, графство Уэйн, штат Мичиган, США - умер 7 апреля 1947 года, Дирборн, штат Мичиган), американский промышленник, который произвел революцию в промышленном производстве с помощью своих методов сборки.
Форд большую часть своей жизни делал заголовки, хорошие и плохие, но никогда не оставался равнодушными. Известный как технический гений и народный герой, Форд был творческой силой, стоящей за индустрией беспрецедентных размеров и богатства, которая всего за несколько десятилетий навсегда изменила экономический и социальный характер Соединенных Штатов. Когда молодой Форд покинул ферму своего отца в 1879 году и уехал в Детройт, только двое из восьми американцев жили в городах; когда он умер в возрасте 83 лет, это соотношение было пять из восьми. Как только Форд осознал огромную роль, которую он и его автомобиль Модель T сыграл в этом изменении, он ничего не хотел, кроме как обратить его вспять или, по крайней мере, вернуть сельские ценности своего детства. Таким образом, Генри Форд является удачным символом перехода от аграрной Америки к индустриальной.
Ранние Годы
Генри Форд был одним из восьми детей Уильяма и Мэри Форд. Он родился на семейной ферме недалеко от Дирборна, штат Мичиган, в то время городка в восьми милях к западу от Детройта. Авраам Линкольн был президентом 24 штатов Союза, а Джефферсон Дэвис - президентом 11 штатов Конфедерации. Форд восемь лет ходил в однокомнатную школу, когда не помогал отцу с урожаем. В 16 лет он отправился в Детройт, чтобы найти работу в его механических мастерских. Через три года, в течение которых он познакомился с двигателем внутреннего сгорания впервые он вернулся на ферму, где работал неполный рабочий день в Westinghouse Engine Company, а в свободное время возился в маленькой механической мастерской, которую он основал. В конце концов он построил небольшой «сельскохозяйственный локомотив», трактор, на шасси которого использовалась старая косилка, а в качестве энергии - самодельный паровой двигатель.
Форд вернулся в Детройт девять лет спустя женатым человеком. Его жена Клара Брайант выросла на ферме недалеко от фермы Форда. Они поженились в 1888 году, а 6 ноября 1893 года она родила их единственного ребенка, Эдселя Брайанта. Месяц спустя Форд был назначен главным инженером на главном заводе Detroit Edison Company, отвечая за круглосуточное обслуживание электроснабжения в городе. Поскольку он был на связи все время, у него не было обычных часов работы, и он мог экспериментировать, сколько душе угодно. За несколько лет до этого он решил построить автомобиль с бензиновым двигателем, и его первый рабочий бензиновый двигатель был завершен в конце 1893 года. К 1896 году он закончил свою первую повозку без лошади, «квадрицикл», названный так потому, что шасси четырехколесного автомобиля представляло собой раму тележки, установленную на четырех велосипедных колесах. В отличие от многих других изобретателей автомобилей, включая Чарльза Эдгара и Дж. Фрэнка Дурье, Элвуда Хейнса , Хирама Перси Максима и его детройтского знакомого Чарльза Брэди Кинга, все из которых строили автомобили с автономным двигателем до Форда, сохраняли свои творения, Форд продал его для финансирования работы над вторым автомобилем, третьим и так далее.
В течение следующих семи лет у него были разные покровители, некоторые из которых в 1899 году сформировали Детройтскую автомобильную компанию (позже - компанию Генри Форда), но все в конце концов бросили его в отчаянии, потому что хотели, чтобы на рынок вышел легковой автомобиль, а Форд всегда настаивал на улучшении той модели, над которой работал, говоря, что она еще не готова для клиентов. За эти годы он построил несколько гоночных автомобилей, в том числе «999», которым управлял Барни Олдфилд , и установил несколько новых рекордов скорости. В 1902 году он покинул компанию Henry Ford Company, которая впоследствии была реорганизована в Cadillac Motor Car Company. Наконец, в 1903 году Форд был готов продавать автомобили. Наконец то была зарегистрирована Ford Motor Company , на этот раз всего на 28 000 долларов наличными, внесенными обычными гражданами, поскольку Форд в своих предыдущих сделках с спонсорами противостоял самым богатым людям Детройта.
Компания была успешной с самого начала, но всего через пять недель после ее создания Ассоциация лицензированных производителей автомобилей пригрозила прекратить деятельность компании, потому что Ford не был лицензированным производителем. Эта группа отказала ему в лицензии, которая была направлена на то, чтобы сохранить для своих членов прибыль . Основой их власти был контроль над патентом, выданным в 1895 г.Джордж Болдуин Селден , патентный поверенный из Рочестера, штат Нью-Йорк. Ассоциация утверждала, что патент распространяется на все автомобили с бензиновым двигателем. Наряду со многими сельскими жителями Среднего Запада его поколения Форд ненавидел промышленные объединения и финансовую мощь Востока. Более того, Форд считал патент Селдена абсурдным. Он сказал, что все изобретения являются вопросом эволюции, Селден утверждал, что это генезис. Он был рад сражаться, даже несмотря на то, что в этой битве жалкая Ford Motor Company боролась с индустрией стоимостью в миллионы долларов. На сбор доказательств и собственное судебное заседание ушло шесть лет. Форд проиграл первоначальное дело в 1909 году; он подал апелляцию и выиграл в 1911 году. Его победа имела большое значение для промышленности, и борьба сделала Форда популярным героем.
” Я построю автомобиль для великого множества людей", - провозгласил Форд, объявляя о рождении модели Т в октябре 1908 года. За 19 лет существования Model T он продал 15 500 000 автомобилей в Соединенных Штатах, еще почти 1 000 000 в Канаде и 250 000 в Великобритании, что составляет половину мирового объема производства автомобилей. Эпоха автомобилей наступила в основном благодаря тому, что Форд видел в автомобиле скорее полезность обычного человека, чем роскошь богача. Когда-то только богатые свободно путешествовали по стране, а теперь миллионы могли отправиться туда, куда им заблагорассудится. Модель Т была главным инструментом одного из величайших и наиболее быстрых изменений в жизни простых людей в истории, и она осуществила это изменение менее чем за два десятилетия. Фермеры больше не были изолированы на отдаленных фермах. Лошадь исчезла так быстро, что перевод посевных площадей с сенокоса на другие культуры вызвал аграрную революцию. Автомобиль стал главной опорой американской экономики и стимулятором урбанизации—города распространились вовне, создавая пригороды и жилые кварталы,—а также для строительства лучшей в мире системы автомобильных дорог.
Поразительная рождаемость моделей " Т " стала возможной благодаря самой передовой технологии производства. После долгих экспериментов, проведенных Фордом и его инженерами, система, появившаяся к 1913-14 годам на новом заводе Форда в Хайленд-Парке, штат Мичиган, смогла доставлять детали, узлы и агрегаты (сами построенные на вспомогательных сборочных линиях) с точным хронометражем на постоянно движущуюся основную сборочную линию, где полное шасси выпускалось каждые 93 минуты, что было огромным улучшением по сравнению с 728 минутами, которые ранее требовались. Мелкое разделение труда и координация множества операций привели к огромному росту производительности. В 1914 году компания "Ford Motor Company" объявила, что отныне будет выплачивать соответствующим требованиям рабочим минимальную заработную плату в размере 5 долларов в день (по сравнению со средним показателем в 2,34 доллара для промышленности) и сократит рабочий день с девяти часов до восьми, тем самым переведя завод на трехсменный рабочий день. В одночасье Форд стал мировой знаменитостью.
Люди либо хвалили его как великого гуманиста, либо возмущались он как сумасшедший социалист. Форд сказал, что гуманизм тут ни при чем. Раньше прибыль основывалась на выплате заработной платы настолько низкой, насколько это было возможно для рабочих, и ценообразовании автомобилей настолько высоким, насколько это позволяло движение. Форд, с другой стороны, подчеркнул низкую цену (модель T стоила 950 долларов в 1908 году и 290 долларов в 1927 году), чтобы захватить как можно более широкий рынок, а затем удовлетворить цену по объему и эффективности. Успех Форда в превращении автомобиля в элементарную необходимость оказался лишь прелюдией к более широкой революции. Развитие массового производства технологии, позволившие компании в конечном итоге выпускать модель Т каждые 24 секунды, частое снижение цены автомобиля, ставшее возможным благодаря экономии на масштабе. И увеличение выплат, который поднял рабочих выше прожиточного минимума и сделал их потенциальными покупателями, среди прочего, автомобилей—эти инновации изменили саму структуру общества.