От фиксированного рабочего места я отвязался ещё до того, как это стало коронокризисным мейнстримом. Началось это лет 6 назад, когда начал формироваться мой список неопровержимых аргументов в пользу онлайн-работы. О них максимально подробно я расскажу в этой статье.
Если нет разницы ...
Самая главная причина, с которой начал рушиться мой оффлайн-мир - непропорциональность объёма прикладываемых усилий и размера финансовой отдачи. Чем больше я сравнивал эти две категории, тем меньше хотелось работать с традиционными оффлайн проектами.
Приведу конкретный пример. Ночь. Я в Кургане. Сижу в своём магазине продуктов здорового питания, подвожу финансовые результаты.
Нужно сказать, что магазину в тот период своей жизни я уделял 80% своего времени, сил и энергии, я буквально спал там. Бесконечный поток проблемных вопросов отнимал всё моё внимание: дворник плохо убрал крыльцо, из-за чего на ступеньках скользко и падают люди, продавщица решила уволиться, по итогам ревизии была выявлена недостача, под магазином прорвало канализационную трубу, в магазине завелась мышь, которая прогрызла несколько мешков с мукой и зерном. И это маленькая часть нескончаемого списка.
Я уверен, кому-то даже нравится решать эти вопросы. Кому-то… но не мне.
Параллельно с этим я уже два года как работал на рынке онлайн-образования и продюсировал одну онлайн-школу, уделяя этому не более 20% процентов себя и своих ресурсов.
Каково же стало моё удивление когда за отчётный период финансовые результаты этих двух проектов сравнялись. То есть за один месяц я заработал одинаково там и там, но в одном месте я из кожи вон лез, а в другом кайфовал и не напрягался. Этот аудит стал отправной точкой моего окончательного выхода из оффлайн-бизнеса. Я со слезами на глазах закрыл магазин и ушёл в закат, цифровой закат.
Куда хочу, туда лечу
Ещё одним важным аргументом в пользу онлайн проектов стала свобода передвижения. Теперь возможность осваивать новые пространства у меня есть не только два раза в году по согласованию с руководителем, а ровно тогда когда я этого захочу.
Быть не привязанным к одному месту - жгучее желание миллионов людей. Конечно же я также был в их числе. И воплотить это желание в жизнь мне позволяли онлайн проекты, работать над которыми я могу в любой точке земного шаре, где есть достаточно быстрый интернет.
За последние три года я успел пожить в совершенно разных местах:
- Санкт-Петербург,
- Москва,
- Батуми (Грузия),
- Бакуриани (Грузия),
- Красная поляна (Россия),
- Индия (Ашрам), прочитать об этом опыт можно здесь
- Алматы (Казахстан),
- Алания (Турция),
- Анталия (Турция).
Прощайте пробки
Наверное один из самых главных минусов большинства мест работы - это их удалённость от дома. Каждое утро ты должен преодолевать немалое расстояние, просто чтобы добраться до него.
В моей практике самым неприятным маршрутом была 40 минутная поездка в промышленную зону в плотной пробке. И это только в одну сторону. Такое же развлечение меня ожидано вечером после рабочего дня. Итого 1,5 часа ежедневно я просто сжигал, сидя полусонным в железном коробе (я про машину). Спасали аудиокниги. Но даже они не отменяют факта максимально расточительного отношения к своему времени (читай - своей жизни), а также безответственного отношения к Природе, ведь это серьёзная нагрузка на окружающую среду.
Теперь всё иначе. Путь к рабочему месту занимает от 10 секунд (чтобы открыть ноутбук) до 10 минут, если я решил поработать в кафе или в коворкинге. А сэкономленное время я могу посвятить себе, семье и своим проектам.
Рынок труда
Я представитель старой школы, а потому считаю, в любом проекте главную ценность составляют люди. Чтобы собрать команду для магазина в Кургане, я мог я рассчитывать на небольшой местный рынок труда. Я проводил десятки собеседований и с грустью отмечал низкий уровень квалификации. Но делать нечего, приходилось работать с тем, что есть.
В онлайн-проекте я не ограничен никакими границами. Мои подрядчики и партнёры могут находиться где угодно. Так мои ключевые партнёры и сотрудники живут в Санкт-Петербурге, Москве, Уфе, Салихарде, Астане и других городах.
Мой кадровый резерв по масштабам существенно расширился до планетарных. А это значит я имею куда более богатый выбор, чем раньше и могу выбирать лучших.
Масштаб
В моей биографии есть “сладкий” период, когда я занимался кондитерским производством. Мы пекли и брендировали кондитерку под нужды компаний: корпоративные подарки, комплименты клиентам и прочее. Среди клиентов были: СберБанк, МТС, УралВагонЗавод, Рено, Ауди.
Было 31 декабря, день, когда закончился новогодний сезон, мы только что отправили клиенту последнюю партию брендированных пряников после бессонной ночи. Я сидел в машине, когда меня накрыло. В голове возник страшный вопрос: “Александр, а что дальше?”. И сколько бы я не юлил, ответ был ограничен рамками города в котором я живу. “Но я могу создать франшизу и масштабировать проект на крупные города всей России”. Но даже в рамках этой гипотезы моим амбициям было тесно. Это было начало конца. Не найдя долгосрочных интересных мне вариантов развития, я вскоре продал проект.
Масштаб - важный фактор, который сыграл значительную роль в выборе онлайн. Ведь здесь ощущения масштаба существенно отличается, здесь я не чувствую границ, здесь мой рынок - вся Планета.
Создав онлайн-продукт, я могу предложить его максимально широкому кругу лиц, не ограничиваясь рамками города, региона, страны. Сегодня среди моих клиентов, учеников онлайн-курсов - жители Израиля, Китая, Германии, Кипра и так далее.
Начальный капитал
Один из стереотипов, в заложниках которого я находился многие годы - это необходимость стартового капитала. Хочешь запустить бизнес - ищи деньги - вкладывай. В такой связке я потратил огромное количество денег: своих, чужих, заёмных. Несколько раз я даже вынужден был продавать имеющуюся у себя машину, чтобы рассчитаться с долгами, которые обязательно появлялись после очередного старта.
Как оказалось, есть куда менее затратные варианты, а бизнес может быть запущен без каких-либо вложений. Более того, мой опыт пестрит такими примерами, в то время как вложения для меня лично часто оборачивались провалами.
Чтобы не быть голословным могу привести несколько ниш, которые это подтверждают.
Например, онлайн-школа, где вы можете выступить в качестве продюсера для эксперта, у которого есть пусть даже небольшая база подписчиков.
Или smm-агентство, где вы имея пул заказчиков, распределяете работу между контент-мейкерами. А также маркетинговое агентство, видео-продакшн и многое-многое другое. Вариантов куча.
Моё место
Что до меня, я сосредоточен на образовательных онлайн-проектах. За последние 5 лет я запустил около 26 онлайн-курсов. Среди них совершенно разные темы:
- Как выйти замуж,
- Осознанное питание,
- Вечная молодость,
- Школа экотренеров,
- Школа раздельного сбора отходов,
- Школа полезных привычек,
- Запуск онлайн-курсов.
Моя профессиональная задача заключается в том, чтобы помочь эксперту донести свои знания и опыт до своей аудитории. Для этого я беру на себя весь цикл производства инфопродукта, куда входит разработка методики, формирование программы, подготовка платформы, организация образовательного процесса, запуск продаж и прочее.
Кроме того, я развиваю свой проект “Аскеза в кедах” и активно веду видео-блог https://www.youtube.com/channel/UCBd4pt2LQG1npaML3oC9rzw
Не боясь показаться неприятным, могу сказать, что я один из тех, кто любит, то что он делает, и делает то, что он любит.
С уважением ваш, Александр Баш:
- цифровой кочевник, минималист, адепт ЗОЖ
- сооснователь Образовательного центра "Зелёный Драйвер"
Подписывайтесь:
https://www.instagram.com/aleksandr_bash/