Авто представительского класса из СССР, одна из моделей стала популярной в такси.
ЗИЛ-111
На сегодняшний день это самый дорогой советский автомобиль. Коллекционеры готовы отдать за такой порядка 100 млн рублей. Но где ж его найдёшь: с 1958 по 1967 годы было выпущено всего 112 автомобилей, и это если учитывать все модификации.
Здесь было всё, что можно вообразить в представительских автомобилях того времени: кондиционер, панорамные стёкла, независимая подвеска, двигатель V8, автоматическая коробка передач. Как-то очень не в духе Советского союза.
Причём ЗИЛ-111 вписался бы в любые хайвеи Соединенных штатов. Модель всегда была на острие моды: модификации выпускали под актуальные тренды, потому что автомобиль советского руководства не мог выглядеть устаревшим.
ГАЗ-13 «Чайка»
Люкс-седан стал символом целого пласта советской жизни. «Чайка» даже не имела розничной цены: её попросту нельзя было купить. Совсем. Можно было получить в подарок — если вы, например, Валентина Терешкова или Фидель Кастро.
Машину закрепляли за конкретной персоной и обслуживали в специальном автопарке. Зато сейчас «Чайку» купить вполне реально — за 10–15 млн рублей. Их сохранилось достаточно много, чтобы удовлетворить запросы коллекционеров.
В большинстве «Чаек» использовали закрытый четырёхдверный кузов с тремя рядами сидений. В специальных модификациях добавляли внутреннюю перегородку между водителем и пассажирами (для Министерства обороны), открытый кузов (для эксперимента), регулятор громкости приёмника в подлокотнике заднего дивана и другие прибамбасы.
ЗИЛ-117
Седан, созданный на базе правительственного лимузина ЗИЛ-114, сейчас ценится больше, чем прототип, потому что 117-х было выпущено всего 73 штуки.
По неофициальной версии, его разработали специально для Брежнева, который любил лично управлять автомобилем. А в эскортах продолжали ездить лимузины, «Победы» и «Чайки».
В этом есть некоторый парадокс: в 1970-е ЗИЛ-117 был не самым роскошным автомобилем, он полагался кандидатам в члены партии. Высший аппарат ездил на более роскошных авто. А сейчас за него заплатили бы около 55 млн рублей.
ЗИС-101
Второй по дороговизне советский автомобиль. Их было выпущено много, но ещё до Второй мировой войны, поэтому сейчас найти просто нереально.
Семиместный лимузин разрабатывали не с нуля: сначала сделали его прототип Л-1, фактически скопировав Buick 32-90. Технологичный и утонченный, он дал советскому автопрому возможность освоить передовые по тем временам технологии: эта модель была напичкана автоматикой — и это в 1930-е годы.
А вот ЗИС-101 создавали уже самостоятельно. Некоторые технические решения базировались на использованных в Л-1, остальное было создано с нуля. Дизайн кузова заказали американскому ателье «Бадд», которое на основе советских эскизов разработало стильный и актуальный для того времени макет.
Судьба ЗИС-101 удивительна. Он оказался самым массовым представительским автомобилем «концерна» ЗИС/ЗИЛ вообще, а использовался не только высшим партийным руководством, но и, например, в такси. После войны — фактически стал основным московским такси.
В этом авто впервые в СССР был предусмотрен отопитель салона, радиоприёмник, термостат в системе охлаждения двигателя и множество технических решений.
ЗИС-110
Этот красавец был данью любви Сталина к американским авто. Конструкторы понимали степень ответственности — и справились.
Мощный восьмицилиндровый двигатель оставался самым мощным в СССР с 1944 по 1950 год. Механическую трёхступенчатую коробку передач перенесли на рулевую колонку. Радио, отопитель, прикуриватель, часы, спрятанная под дверь подножка — и солидность во всём. Таким был ЗИС-110.
Потом сделали ещё версии со складным матерчатым верхом (фаэтон), открытый кабриолет и бронированный вариант.