Найти тему

За какими стартапами стоит следить в 2020 году.

Мы брали стартапы:

— С российским происхождением: как минимум один сооснователь — из России или выпускник российского вуза. 

— Не старше 5 лет.

— Которые привлекали или ищут венчурные инвестиции.

— Известные за рубежом: об этом говорит наличие публикаций в зарубежных СМИ, наличие клиентов и партнеров за рубежом или участие в зарубежных конкурсах и акселераторах.

— Которые стали героями медиаповестки за прошедший год.

— В основе которых лежит технологическая инновация.

1

Particle

Основатели: Татьяна Любимова, Илья Никольский 

Направление: AI, Natural language processing

Particle — ИИ-стартап с российскими корнями, созданный для американского рынка, который анализирует новости и твиты и на основе полученной информации предсказывает движение цен на сырье. В основе решения — сентиментный анализ и собственные технологии обработки естественного языка. Благодаря им Particle может читать тексты в 100 раз быстрее человека, а поиск по массиву из 600 млн новостей занимает миллисекунды. 

Компания была основана в 2016 году. Изначально стартап планировал автоматизировать труд рекрутера, но довольно быстро сменил модель. В мае 2019 года у Particle было 12 клиентов, в основном — институциональные финансовые компании в США, и крупный заказчик из реального сектора в России. Количество клиентов на сегодняшний день Particle не разглашает, но общее число тех, с кем стартап уже работает и ведет переговоры, больше 35. Трейдерам технологии Particle позволяют эффективнее принимать трейдинговые решения buy-sell, сырьевым производителям — планировать продажи. 

В 2017 году Particle заработал $500 тысяч, в 2018 увеличил выручку в три раза, а в 2019 годовой доход компании должен был превысить $3 млн. В декабре стартап закрыл seed-раунд инвестиций в размере $2,5 млн. Лид-инвестором стал фонд Happiness Ventures, а одним из миноритарных инвесторов — акселератор Alchemist, программу которого Particle закончил в сентябре 2019 года. Среди инвесторов также несколько бизнес-ангелов из долины с китайскими корнями, которые помогают с построением отношений с китайскими трейдерами, а также сбором данных на азиатских площадках Weibo и WeChat. 

C середины 2019 года головной офис компании находится в США. К команде стартапа присоединились два американских топ-менеджера с опытом работы в Google и американских хедж-фондах, которые заняли должности технического директора и директора по данным и получили статус сооснователей. Основная цель на 2020 — увеличение числа клиентов в США.

2

BrandQuad

Основатель: Филипп Денисов

Направление: e-commerce 

Стартап BrandQuad основан в 2015 году. Это платформа для производителей и ритейлеров по управлению коммерческим контентом, таким как информация об артикуле, весе, размере, составе и прочих характеристиках товара. 

Ранее Rusbase со ссылкой на разработчиков системы сообщал, что сервис может передавать обновленную информацию о товарах от производителей к ритейлерам, автоматически подстраивая ее под нужный ритейлеру формат. Также система способна синхронизировать данные о товарах внутри компаний-производителей, что должно исключить разночтения при добавлении или обновлении новых товарных категорий. 

В 2016 году стартап привлек инвестиции от ФРИИ на сумму 2,1 млн рублей, в 2017-м — получил от фонда уже 15 млн. В марте 2019 года ФРИИ и бизнес-ангел Анатолий Митрошин проинвестировали в BrandQuad 187,5 млн рублей (оценка компании при этом не раскрывалась). Привлеченные средства планировалось направить на увеличение отдела продаж в России, развитие продукта и международную экспансию. 

Осенью 2018 года стартап прошел акселератор Chalhoub Group в Дубае. Сейчас компания тестирует гипотезы по выходу на рынок стран Ближнего Востока. «В Дубае нам удалось реализовать четыре успешных пилота с глобальными и местными брендами, мы заключили один годовой контракт с крупным клиентом. Кроме того, мы находимся на стадии подписания еще двух годовых контрактов общей суммой примерно $100 тысяч», — рассказал Rusbase Филипп Денисов в марте 2019-го. 

По данным РБК, софт BrandQuad начинают внедрять по всему миру 20 российских офисов международных компаний. В феврале 2018-го выручка стартапа составила 5,8 млн рублей, прибыль — 1,6 млн рублей. 

Проект работает с компаниями сектора FMCG, косметики, одежды и другими производителями, реализующими товары по каналам онлайн-продаж. Сейчас клиентами компании выступают бренды Garnier, Lancome, Unilever Food Solutions, Dove, Axe, YvesSaintLaurent, Lipton, Calve, «Инмарко» и другие. 

3

MaxBionic

Основатели: Максим Ляшко и Тимур Сайфутдинов

Направление: роботехника, MedTech

Стартап MaxBionic основан в 2016 году и занимается изготовлением современных средств реабилитации — бионических протезов.

После лонгрида о компании, который Rusbase выпустил в 2018 году, о MaxBionic написал Илон Маск, они прошли акселератор Сбербанка и 500 Startups, выпустили новые продукты — протез-запястье и кисть с обновленной системой питания, получили сертификат соответствия государственному стандарту (это дает право приобретать пациентам кисть за государственный счет). 

В 2019 году Максим и Тимур создали также новую систему питания кисти, которая оснащена технологией быстрой зарядки: теперь вместо двух с половиной часов весь протез заряжается за час. А протезы снабдили ИИ Quora, который анализирует предпочтения пользователя в движениях, запоминая их и улучшая выборку жестов.

4

DBrain

Основатели: Алексей Хахунов, Дмитрий Мацкевич 

Направление: искусственный интеллект 

Dbrain помогает компаниям внедрять искусственный интеллект в свои продукты. В основе — совместная работа ИИ и человека: люди исправляют ошибки нейросети и дообучают ее. 

Стартап объединил в себе платформу для разметки данных для обучения искусственного интеллекта Handl и сервис для оптимизации документооборота Docr, а также предоставляет услуги консалтинга. Компания разрабатывает проекты для Nestle, Nvidia, Yandex, Mercedes. 

Алексей Хахунов и Дмитрий Мацкевич основали DBrain в 2017 году. В 2018 году, по словам Хахунова, Dbrain получили в сумме $2,7 млн инвестиций. 

В этом году Алексей Хахунов попал в лонг-лист рейтинга самых перспективных россиян моложе 30 лет по версии Forbes, а еще стал финалистом премии Rusbase Young Awards в номинации Digital Hero. 

5

Osome

Основатели: Виктор Лысенко, Константин Ланге

Направление: финтех, AI, RegTech

Финтех-стартап Osome запустили в Сингапуре в 2017 году сооснователь «Рокетбанка», экс-вице-президент по блокчейну Acronis Виктор Лысенко и экс-операционный директор iPrice Group Константин Ланге. Сервис помогает бизнесу решать юридические вопросы и работать с документами или бухгалтерией. 

Компания предлагает услуги в Сингапуре, Гонконге и Великобритании: в 2019 году Osome привлек $3 млн именно для развития бизнеса в последних двух странах. Лид-инвестором раунда выступил фонд Target Global.

В этом году Виктор Лысенко также стал №21 в рейтинге самых успешных предпринимателей в области искусственного интеллекта, представленном Rusbase: выручка Osome за 2018 год составила около 95 млн рублей.

6

iFarm

Основатели: Максим Чижов, Александр Лысовский, Константин Ульянов

Направление: AgroTech 

Чижов, Лысовский и Ульянов запустили iFarm в 2017 году в Новосибирске. Стартап разрабатывает «умные» модульные вертикальные фермы, в которых круглый год можно выращивать зелень, овощи и фрукты без участия агронома. 

Фермы покдлючены к облачной IT-платформе, которая на каждом ярусе поддерживает влажность, микроклимат и уровень воздуха, подходящий для той культуры, которая на нем растет. 

2019 год получился прорывным для стартапа. iFarm привлек $1 млн от фонда Gagarin Capital и партнеров, начал продаватьмодули для выращивания овощей ритейлерам, среди которых уже есть «Азбука вкуса», и получил статус лучшего агротех-стартапа России. 

По словам Чижова, за год к iFarm присоединились 42 специалиста, компания научилась выращивать не только салаты и пряные травы, но и ягоды, цветы и овощи, и вышла в новые страны — Финляндию, Казахстан, Швейцарию, Катар, Саудовскую Аравию и ОАЭ. 

7

Mishka AI

Основатели: Андрей Тесленко, Светлана Захаренкова

Направление: EduTech, искусственный интеллект 

Mishka AI создали образовательного компаньона для детей — умную мягкую игрушку со встроенной платформой поставки детского контента и технологиями искусственного интеллекта. Мишка помогает ребенку осваивать бытовые навыки, рассказывает ему сказки и интересные факты, помогает запоминать цифры и буквы, загадывает загадки, учит наблюдать за сменой погоды. Игрушка управляется с помощью приложений для iOS и Android и заряжается как обычный смартфон. Стоимость умного мишки — 7990 рублей. Пользователи также могут оформить подписку за 349 рублей в месяц, чтобы ежедневно получать новые сказки. 

Компания была зарегистрирована еще в 2014 году, однако полноценная работа над продуктом началась только спустя три года. В начале 2018 года основатели прошли акселератор Starta Ventures в Нью-Йорке, благодаря которому познакомились с Брюсом Голдстоуном — детским автором, разработчиком стандартов образования и методистом. Сегодня он помогает Mishka AI с адаптацией контента для американского рынка. Starta Ventures также проинвестировали в стартап в рамках акселерационной программы. 

Другим инвестором стал фонд «ТилТех», который помог компании наладить производство в Китае и в конце 2018 года произвести первую партию из 1500 игрушек. Общая сумма внешних инвестиций в проект составила около 14 млн рублей. В феврале 2019 года Mishka AI также выпустились из совестного акселератора Сбербанка и 500 Startups в России, а в мае прошли вторую часть акселерационной программы в Кремниевой долине. 

На сегодняшний день компания уже произвела 10 000 мишек. После запуска акции «если вам вдруг не понравится Мишка, вы можете вернуть его в течение 10 дней, и мы вернем вам деньги», Mishka AI смогли продать более 1500 игрушек, и только 11 из них вернули. Выручка компании от онлайн-продаж за четвертый квартал 2019 года составила $221 тысячу. В январе 2020 года Mishka AI запускают офлайн-продажи в трех федеральных сетях, а в третьем квартале планируют начать продажи на американском рынке. Стартап также привлекает новый раунд инвестиций в размере $1,5 млн для продвижения на рынках США и Европы.