Когда я строил дом, я, то и дело нанимал себе помощников из Среднеазиатских бывших советских республик. Но не ради экономии, потому что эти ребята очень высоко ценят свой труд, а просто потому что помощники славяне - явление в наших широтах редкое.
Однажды работал у меня узбек по имени Шукрат. Плитку клал. По русски он понимал плохо, а говорил - ещё хуже. К тому же постоянно жевал - какое-то полунаркотическое средство, которое делают из табака и куринного говна. Не знаю, какое удовольствие доставляет сие зелье потребителю, но побочка мощная - потребитель сильно тупит и тормозит. А когда потребитель при этом не умеет по-русски, общение с ним делается невозможным.
Собрался я ехать в магазин за стройматериалами. Зашёл к Шукрату спросить, сколько ему нужно приточного клея привезти. Тот что-то лапочет на своём. Я ничего не могу разобрать. Не понимаю. А он руками водит, что-то мне объясняет, но я ничего не пойму.
В этот момент на улице делал отмостку таджик по имени Али Хон. Этот был очень толковый. По русски говорил хорошо и ничего не употреблял.
- Али Хон, пойдём, поможешь мне выведать у Шукрата, сколько клея покупать надо, - попросил я его.
- Мы ведь с узбеками друг друга не понимаем, - возразил он. - У нас языковые группы разные.
- Всё равно пойдём. Одна голова хорошо, а две лучше. Может быть ты быстрее его поймëшь.
Мы вошли к Шукрату. Али Хон с порога заговорил с ним:
- Шукрат, сколько-ма клея-ма надо покупай? Хозяина-ма спрашивает.
Шукрат вскочил, как будто после многих лет странствий услышал родную речь и заговорил четко и ясно:
- Пол здесь - не уровнема! Если хозяина-ма хочет делай уровнема - пять мешка покупай. Если делай не уровнема, три мешка покупай!
Али Хон внимательно выслушал, повернулся ко мне и спокойно так начал переводить:
- Шукрат сказал, что здесь пол - не уровнема. Если ты хочешь, чтобы был уровнема, покупай пять мешка. Если хочешь, чтобы был не уровнема, покупай три мешка.
После этого у меня случился приступ смеха.