Вопрос от мамы: «Моему сыну 1 год и 8 месяцев, у него большая страсть к раковине. Он может помыть после улицы руки и остаться заниматься с водой ещё на полчаса. А нам есть уже пора и никакие уговоры не помогают. Вот всегда и увожу его от раковины со скандалом. Боюсь, что если сейчас идти у сына на поводу, потом отучить его от этих водных безобразий вообще не смогу. Как быть?»
На вопрос отвечает Елена Снарская — психолог и эксперт нашего курса «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет».
Стоит отличать водные процедуры от водных занятий — есть время помыть руки и идти заниматься другими делами, а есть время для занятий с водой. Поэтому после мытья рук вы говорите: «Ты помыл руки. Извини, но сейчас пора идти обедать (или идти спать и т.д.). Ты сможешь поиграть в воде после...» И уводите ребёнка от раковины.
Конечно, ребёнок будет расстроен и возмущён. Это нормально. Родителю в таком случае остаётся только твёрдо следовать этому правилу и не переживать по поводу расстройства ребёнка. Обычно оно длится недолго, и ребёнок переключается.
Ребёнок, конечно, совсем не ориентируется во всех этих «после обеда», «перед прогулкой», но он доверяет своему родителю, авторитет которого безусловен.
Не стоит опасаться и того, что с возрастом проделывать это «разлучение с раковиной» будет не так легко. Если родитель остаётся последовательным как в первые годы жизни малыша, то это будет даже легче — у ребёнка будет большой опыт в «как мама сказала, так и будет». Он сможет быстрее принимать правила, слушаться.
Ребёнку не всегда понятно, что иногда можно играть в воде, а иногда нельзя, поэтому стоит прибегнуть к маркировке. Предложу 2 варианта:
- Можно завести специальный детский фартучек для водных занятий. Время таких занятий всё равно определяет родитель, он же сообщает ребенку эти «сейчас можно», а «сейчас нельзя». Но с помощью фартучка можно внести дополнительный порядок, помогающий ребёнку разобраться в происходящем. Получится, что «занимаешься ты с водой в фартучке, руки моешь без фартучка». «Нет, сейчас время мыть руки и идти обедать. Фартучек ты можешь надеть после обеда и поиграть. А сейчас ты идёшь обедать».
- Совсем роскошно, если есть возможность выделить специальное место для таких занятий с водой, не связанное с раковиной, где моют руки. С таким разделением порядок в голове ребёнка навести ещё проще. «Здесь мы моем руки, а здесь ты занимаешься. Сейчас мы моем руки и идём обедать». Тогда это становится просто обычным вопросом режима дня — мы же не спрашиваем ребёнка, когда ему есть, спать или гулять — это целиком решаем мы.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!
Еще статьи:
Игры с водой для самых маленьких детей
Ребёнок балуется со светом, игнорирует замечания и не слушается. Что делать?
Занятие «Тонет–не тонет» надолго увлекает ребёнка и знакомит его со свойствами предметов