Найти тему
Pod | Gorod

Заброшенный аэродром "Угрюмый". Отсюда взлетали самолеты для прикрытия конвоев Ленд-Лиза.

Красивый вид на рулежную дорожку
Красивый вид на рулежную дорожку

Ещё до войны стало понятно, что главной базе Северного Флота крайне необходимо иметь у себя "под боком" ряд аэродромов для прикрытия кораблей от возможного налета авиации противника. Так, уже в 1937 году в нескольких километрах от современного Североморска началось формирование аэродрома Ваенга-2 (в годы войны иногда именовался Малым). Именно с этого аэродрома 30 мая 1942 года вылетела группа истребителей P-40 «Киттихоук» с целью прикрытия с воздуха конвоя PQ-16. В ходе завязавшегося воздушного боя погиб командир полка дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. Его имя носит поселок при аэродроме и ряд улиц в городах Мурманской области.

После войны аэродром не забросили. Он успел побыть базой истребительного, противолодочного вертолетного, и даже транспортного авиаполка. Богатая история оборвалась с окончанием Холодной войны в 1998 году, когда оставшаяся техника была переведена на ныне действующий аэродром Североморск-1.

До недавнего времени аэродром пустовал, чем я не мог не воспользоваться. Первым делом я прошелся по взлётной полосе, тем более с погодой мне очень повезло.

ВПП
ВПП

Эта взлетная полоса пережила Великую Отечественную войну, она видела, как поршневые истребители сменялись реактивными Мигами и Яками. Но пережить крах 1990-х годов её не удалось.

Вид на КДП - командно-диспетчерский пункт. В простонародье диспетчерская.

"Диспетчерская"
"Диспетчерская"

Вида на самолетную стоянку, рядом располагались радиолокационные системы посадки и автоматический радиопеленгатор. Любопытно, что в 1968г. на этом аэродроме даже базировались гидросамолеты и самолеты-амфибии.

Слева располагалась стоянка самолетов
Слева располагалась стоянка самолетов

Неожиданно наткнулся на раритет. Аэродром не раз проходил модернизацию, но кузов от старого автомобиля так и остался стоять возле ВПП. Может это действительно остатки машины со времен постройки аэродрома, годов 30-40х?

Отреставрировать и можно отдавать в частные коллекции
Отреставрировать и можно отдавать в частные коллекции

Пройдя вдоль ВПП (а длина её почти 2км) я вышел к бывшим укрытиям для самолетов. У каждого из них располагались бомбоубежища технического и лётного состава.

В одном из бомбоубежищ остался старый плакат с цитатой Ленина.

Цитата Ленина
Цитата Ленина

Не так давно аэродром решили частично оживить. Иногда его используют под БПЛА - беспилотные летательные аппараты. Но почти 20 лет запустения не прошли даром, вся инфраструктура была уничтожена...

Среди наиболее сохранившихся строений меня заинтересовал подземный штаб авиаполка. По рассказам военнослужащих он был достаточно большим, так что я с любопытством спустился в сырое подземелье через небольшой замаскированный вход.

Вход в подземный штаб
Вход в подземный штаб

Бывшие военнослужащие меня не обманули: штаб действительно большой. От центрального коридора в разные стороны уходят проходы в залы, где когда-то располагались боевые посты.

Конечно, штаб должен был работать и в условиях атомной войны. Внутри повсюду лежат остатки приборов радиохимической разведки и фильтры от противогазов.

В одном из залов нашлись даже остатки компьютеров. На поверхности возле входа из них устроили целую свалку. А ведь когда-то на них могла храниться секретная информация.

Время позднее, пора собираться в обратный путь. На свежий воздух я вышел через второй выход.

Второй выход подземного штаба
Второй выход подземного штаба

По дороге домой меня не покидала мысль о том, какая-же у этого аэродрома необычная судьба. Он дожил от эпохи поршневых истребителей до современных образцов беспилотников, успел умереть и вновь воскреснуть. Кто знает, что его ещё ждет в будущем...

На этом всё, спасибо за внимание!

Дорогой читатель, подписывайся на наш канал, у нас впереди еще много интересного!

Другие наши статьи про заброшенные аэродромы можете прочитать по ссылкам: