В предыдущей статье я рассказала о том, как кержаки с Лыковской заимки, прожившие в верховьях Абакана около 30 лет, решились искать новое место для жизни, еще дальше от чужих глаз. На разведку отрядили троих: Степана Лыкова с братом Карпом и некоего Исая Назаровича (персонажа очень интересного, поэтому я остановлюсь на нем немного подробней)
Когда я только начинала первый цикл о Лыковых, одна читательница оставила комментарий под одной из статей (увы, по некоторым причинам мне потом пришлось лишить ее возможности комментировать). По ее словам, Карп Лыков был белогвардейским офицером, прятавшимся в тайге от возмездия со стороны советской власти. Читая различные источники и подбирая материалы для статей, разумеется, я нигде не нашла подтверждения этой странной идее. И только недавно мне пришло в голову, откуда взялась эта версия.
Офицер в этой истории все же был. Вернее, если быть точной, то прапорщик. И звали его Исай Назарович. Выходец из Сибири, а точнее из Томска, Исай закончил школу прапорщиков перед самой Первой Мировой. Воевал сначала с немцем, а потом, во время Гражданской - в армии адмирала Колчака. После того, как колчаковцы были разбиты, а сам адмирал в результате предательства чехов и словаков попал в руки красных, Исай успел скрыться и вместе с отцом ушел в Саяны.
Позже, в стычке с красноармейцами, Исай Назарович был ранен и схвачен, но сумел бежать. Видимо, стараясь уйти как можно дальше, он и появился однажды в Тишах и остался на заимке. Намного позже его биография все же стала известной, и ему пришлось заплатить за юность и убеждения сначала сталинскими лагерями, потом штрафбатом во время Великой Отечественной войны. Но на этом его мытарства не закончились - Исай попал в плен и затем в фашистский концлагерь, а после освобождения, как это часто случалось в то время - снова в советские лагеря.
Неудивительно, что после такой жизни Исай Назарович не испытывал особой тяги к общению с людьми, и последние 30 лет своей жизни он прожил отшельником в глухой тайге на Енисее на манер Лыковых. Причем его жилище оставалось скрытым от людских глаз и досужего любопытства даже тогда, когда история Лыковых гремела по всему Советскому Союзу. Он умер в 96 лет, всего 4 года не дожив до столетия, что, на мой взгляд, абсолютно поразительно, учитывая все, что ему пришлось перенести в жизни. Он вел дневники, в которых рассуждал об истории Раскола и демонстрировал в них потрясающую память и острый аналитический ум.
Но все это будет позже, а пока трое молодых крепких старообрядцев отправились на поиски нового потайного места в тайге, способного укрыть их семьи от власти, заставлявшей их отказаться от их убеждений, обрядов и Веры. Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать, как складывались их поиски.