Найти тему
Георгий Куролесов

Эпизод с продукцией

Обнаружили, можем быстро разрабатывать новую продукцию и внедрять её на заводах и фабриках. Нам посыпались небольшие заказы. Стали появляться деньги, но их не хватало на собственные идеи. А идей было не мало, у каждого по нескольку.

Заключаем договор с Министерством связи по частотам, нельзя, запрет. К ректору ВУЗа. Вы можете заключить договор с кооперативом? Легко! Тогда переводим наш договор на ВУЗ? Легко! Выполняем работу, за потерю разумного процента для себя. Горбачев забыл про вузы, они учреждения, а не организации или предприятия, это пока. Так зарождалась коррупция, и мы этого участники. Такое ограничение или препон, толкают на преступления. Чтобы стать членом кооператива, а это отслеживалось властями, требовалась справка из МВД, что не был под следствием или судом. Приходит человек чистым в кооперацию, и в ней становится грязным.

ВУЗ вошел во вкус, стал предлагать нам работы ему не выгодные и не интересные. Мы берем всё, наш выигрыш в скорости и технологиях. Работали, на чем попало, покупая машинное время. И вот предлагается работа, супер. ВУЗ не может физически сделать, сообразить даже с чего начать, тема необычная с испытаниями в полях, на уборке пшеницы, сезон на носу, пока ВУЗ думал, времени почти не осталось, а договор заключен. Новейший роторный комбайн, производительность и эффективность уборки высокая, если скорость работы ротора сочетается с нужной подачей зерна. Когда поток срезанной пшеницы от жатки меньше нужного, то время и деньги (амортизация, солярка, зарплата комбайнера и другое) потрачены впустую, если поток больше нужного зерно разбивается почти в муку. Всем процессом должен управлять бортовой компьютер комбайна. От нас нужны программы и автоматика управления механизмами уборки и хода, включая руль, тормоза и газ. Исходные данные и математика в задании от НИИ сельхозмашиностроения, ходовые испытаниях на полях их конструкторского бюро. Заказчик передал на время работы свои две первые советские персоналки ЕС-1840, аналог IBM PC, с MS-DOS, SuperCalc и Pascal. В работе над опытным образцом приняли участие: научный сотрудник заказчика, трое наших электронщиков (двое цифровиков и один звуковик, по звуку через пьезоэлектрические датчики определялась скорость и объем подачи зерна), один механик и двое программистов. Платы и монтаж производили сами.

И чтобы вы думали? Сделали работу вовремя. Уборочная страда подошла. Одна из персоналок, серийная, для офисов, со всеми нашими устройства и кабелями, находясь в кабине комбайнера, выдержала месяц пыли, жары, дождей и ветра. Мы поражались её надежности. Затвердевшую грязь и пыль внутри корпуса не смогли очистить даже мощным пылесосом.

Такой оборот дел повысил наш авторитет, и ВУЗ совместно с Госпланом (имел всю номенклатуру изготавливаемой, снимаемой с производства и перспективной техникой в социалистических и не только странах) обратились с заказом, быстренько разработать систему автоматизации проектирования микропроцессоров для НИИ ВУЗа. Стоимость заказа определена была по государственным расценкам и правилам составления смет с запланированной нам прибылью и налогами с отчислениями. Нам оставалось принять условия и поставить подписи. Печати у нас ещё не было, а фирменный торговый знак уже был зарегистрирован. Работу выполнили в таком темпе, с привлечением, конечно, грамотных специалистов и чиновников (зарплата за отличное понимание и эффективный труд, не взятка), что прибыль оказалась весьма не малой, и мы не знали, как с ней поступать.

Предложение сделал нам банк, стать соучредителем и получать ежегодные дивиденды. Провели собрание, оформили протоколом, дали согласие и жили бы не плохо, если не либералы Ельцина. Всё это рухнуло, как карточный домик, банк был кем-то приватизирован рейдерским захватом и переименован. Наши сбоку, ваших нет. Ещё влетели с коммерческим кредитом под сумасшедшие проценты. Оказались банкротом.

Но до этого изменили свой статус, кооператив заморозили, не закрывая, вдруг пригодится, стали лабораторией под флагом городского Совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. Успели поработать в городе Грозном для Радиозавода и НПО «Промавтоматика», ведущему предприятию в Министерстве нефтегазовой промышленности. Работы для НИИ Медтехники во Львове, для Физического факультета МГУ, выиграли тендер на целое направление работ приборостроения по Министерству рыбного хозяйства СССР и для Радиозавода в Алма-Ате. А тут СССР закончился, как раз в свой день рождения, 30 декабря. Только почтовые марки остались, ненадолго.