Найти в Дзене

КОЛИЗЕЙ. Первый крытый стадион мира.

Старая поговорка гласит: «Все дороги ведут в Рим». Этот город представляет собой огромный музей под открытым небом. А одной из его главных достопримечательностей путешественники единодушно признают Колизей, почти 2 тысячи лет возвышающийся между холмами Эсквилин, Целий и Палатин.

Его подлинное имя — «амфитеатр Флавиев», поскольку он был возведён при императорах этой династии - Флавии Веспасиане и Тите. Имена его зодчих не сохранились.

Сестерций императора Тита, посвященный строительству Колизея. Бронза. Рим. I в.
Сестерций императора Тита, посвященный строительству Колизея. Бронза. Рим. I в.

Строительство начали в 72 г., а закончили через восемь лет. Слово «колизей» означает «великий». Исследователи возводят название к стоявшей неподалёку гигантской статуе Нерона (Колосс Нерона). Здание возведено в форме овала, занимающего пространство 2,5 га. Размер амфитеатра: 188 x 156 м снаружи, 86 х 54 м внутри. Высота достигает 57 м, длина окружности- 627 м.

На строительстве трудились десятки тысяч рабов, в основном пленных евреев, захваченных Веспасианом в ходе Иудейской войны.

В дни торжественного открытия цирка император Тит устроил грандиозный праздник, продолжавшийся 100 дней кряду. Жители Рима наблюдали сражения людей с медведями и львами, бои слонов и носорогов, даже журавлей. Разумеется, проходили и поединки гладиаторов. В результате кровавых развлечений погибло свыше тысячи гладиаторов и 5 тыс. диких зверей.

Была устроена и навмахия - бой с участием десятков небольших кораблей на заполненной водой арене.

У. Чека. Навмахия (1894)
У. Чека. Навмахия (1894)

Колизей стал любимым местом развлечения жителей Рима. В жаркие дни служители натягивали над амфитеатром веларий - огромную полотняную крышу, защищавшую от солнца. Для её поддержки использовалось 240 деревянных мачт, упиравшихся в каменные кронштейны между пилястрами верхнего яруса. Так Колизей превращался в первый крытый стадион мира.

Амфитеатр расположен на месте большого искусственного озера, примыкавшего к вилле императора Нерона. Основу архитектуры Колизея составляли любимые римлянами арочно-сводчатые конструкции. Высокие полукруглые своды определяют и монументальный характер его интерьеров: лестниц, проходов и галерей.

Несколько раз амфитеатр горел, но лишь единожды - при Траяне - пострадал так, что потребовался серьёзный ремонт. Для реставрации цирка разобрали «морской амфитеатр» Домициана, созданный в своё время для навмахий. Именно при императоре Траяне (а не при Нероне, как принято считать) на арене Колизея начались казни христиан, и почти на два века обычным стал клич «Христиан ко львам!» («Christianos ad leonesl»).

Три яруса арок создают впечатление ажурности всего сооружения, а мощные опорные столбы их декорированы изящными полуколоннами дорического, ионического и коринфского ордеров.

Главные лестницы Колизея направлены радиально, галереи идут концентрическими кольцами. Чтобы создать опору для лестничных ступеней и площадок, промежутки между внутренними столбами заложены стенами, образующими воронкообразную цепь каменных перепонок.

Расположение лестниц по радиусам давало возможность легко распределять людские потоки, вливавшиеся через наружные арки, направляя каждого входящего по наиболее короткому пути к указанному на костяном билете-тессере месту.

Планировка амфитеатра поражает своей простотой и рациональностью. Стены сложены из узкого, хорошо обожжённого плоского кирпича, который и по сей день называется римским.

Первоначально он был облицован плитами из мрамора и травертина, укреплёнными железными скобами, отверстия от которых сохранились до сих пор. Он вмещал до 100 тысяч зрителей. Тщательно продуманная система из 64 ворот предусматривала быстрый вход толпы внутрь, а в случае нужды скорую эвакуацию.

В самом нижнем этаже цирка располагались императорская ложа и почетные места для сенаторов. Следующий принадлежал сословию всадников (нобилей), третий и четвёртый этажи отводились простому народу (плебсу). Первые три этажа представляют собой ярусы из 80 арок. Верхний же, четвёртый, решён в виде глухой стены.
В самом нижнем этаже цирка располагались императорская ложа и почетные места для сенаторов. Следующий принадлежал сословию всадников (нобилей), третий и четвёртый этажи отводились простому народу (плебсу). Первые три этажа представляют собой ярусы из 80 арок. Верхний же, четвёртый, решён в виде глухой стены.

Слово «арена» так и переводится с латыни - «песок». Она была поднята на высоту 4 м над полом и окружена сплошной каменной стеной. Благодаря этому арена быстро наполнялась водой, что позволяло разыгрывать морские сражения с участием кораблей- навмахии.

Гладиаторы сражались и парами, и целыми отрядами, иногда по нескольку сотен и даже тысяч человек. Так, при императоре Траяне в течение 120 дней происходили бои хищников с людьми, и после этого в течение десяти лет запрещалось убивать львов в Африке - настолько сократилось поголовье берберских львов, обычно доставлявшихся для «увеселения римского народа».
Количество же павших гладиаторов точно неизвестно: в тот момент римляне взяли огромное число пленных в Дакии, и на игрищах Траяна их погибло около 10 тыс. В один день 400 пленных гетулов сражались против 20 слонов, и, как свидетельствуют современники, симпатии публики были на стороне последних...

Пространство под трибунами Колизея использовано для лестниц галерей-фойе. В нижних подземных помещениях находились зверинец (виварий), стойла для лошадей, залы для тренировок атлетов и гладиаторов, арсенал. Тут же размещался сполиарий - место, где с мёртвых тел гладиаторов снимали одежду и амуницию, а раненым оказывали первую помощь или добивали их, если раны были слишком тяжёлыми.

Зверей на арену Колизея поднимали из вивария в клетках при помощи 32 лифтов, которые приводили в движение рабы и ослы.

На арене проводились столь любимые в Риме колесничные гонки, выступления бегунов и силачей, даже спектакли. Весьма популярными были бои между животными. Например, между стаей волков и крокодилом, белыми медведями и моржами и т. д. Однако в массовом сознании Колизей прочно связан с гладиаторскими боями.

Bo II – III вв. цирковые зрелища становились все более жестокими. Например, на арену выпускали сотни юных обнажённых девушек, а затем травили собаками. На театрализованных представлениях порой актеров-рабов, изображавших Геракла или Иксиона, в финале сжигали живьём, а выступавшего в роли Икара сбрасывали с огромной высоты либо выстреливали из катапульты. Рассказывают, что один из посетивших представление в Колизее сарматских вождей, могучий старый воин, упал в обморок от увиденного.

В 405 г. гладиаторские бои были запрещены указом императора-христианина Гонория как зрелище «нечестивое и беззаконное».
В гладиаторских боях участвовали и женщины, причём по большей части свободные.
В гладиаторских боях участвовали и женщины, причём по большей части свободные.
Домициане появились особые подразделения гладиаторов-карликов, их сражения казались зрителям очень смешными.

Однако ещё какое-то время в Колизее проводились колесничные гонки и звериные травли, когда животные сражались друг с другом. Даже падение Римской империи и утверждение власти вестготов не прекратили этой традиции. Лишь в VI в. Колизей опустел.

Но разрушить цирк не смогли ни землетрясения, ни пожары, ни орды варваров, ни средневековые пушки. Это даже породило поговорку: «Когда рухнет Колизей, придёт конец и Риму».

Несколько раз амфитеатр горел, но лишь единожды - при Траяне - пострадал так, что потребовался серьёзный ремонт. Для реставрации цирка разобрали «морской амфитеатр» Домициана, созданный в своё время для навмахий. Именно при императоре Траяне (а не при Нероне, как принято считать) на арене Колизея начались казни христиан, и почти на два века обычным стал клич «Христиан ко львам!» («Christianos ad leonesl»).

При папе Клименте XI (1700—1721 гг.) в нём устроили склад. В 1705г. во время землетрясения часть Колизея, обращённая к Целийскому холму, рухнула, отчего он приобрёл свой нынешний облик «чаши с отбитым краем».

Наибольший вред Колизею нанесли сами жители столицы. В Средние века они превратили его в своеобразную каменоломню, где добывали строительные материалы. Сорванные со стен мраморные плиты пережигали на известь, статуи растащили для украшения дворцов. Особенно в этом было замечено знатное семейство Барберини, за что и увековечено в поговорке: «То, что не успели разрушить варвары (барбари), растащили Барберини». Ещё в XVII—XVIII вв. на новое строительство шли мраморные плиты из императорских гробниц. В подъездах домов, возведённых в ХIX в., ставили подлинные бюсты императоров.

В эпоху Наполеоновских войн в нём обитал разный сброд - нищие, бродяги, дезертиры.

Вопреки распространенному мнению Колизей был не самым большим римским стадионом. Под одним из центральных кварталов города погребены стены крупнейшего древнеримского амфитеатра Чирко Массимо. Этот цирк по своим размерам в три раза превосходил Колизей. На гигантских трибунах могли одновременно разместиться около 300 тыс. зрителей. В современном мире нет подобных стадионов. В эпоху Муссолини его даже предполагалось раскопать для организации в нем фашистских праздников и театрализованных представлений, но для этого пришлось бы снести несколько кварталов имеющих историческую ценность.

После объединения Италии цирк взяли под охрану государства.

Стремление многочисленных туристов отковыривать от стен камни на память заставило власти пойти на хитрость. Каждое утро к Колизею приезжает грузовик с «сувенирами», у стен и во внутренних помещениях разбрасываются камни, и к вечеру их растаскивают посетители.

Иногда Колизей используется как место проведения театрализованных праздников и съёмок фильмов.