1. Мадам де Помпадур (1721-1764)
- Мадам де Помпадур была первой женщиной, получившей титул maîtresse-en-titre, официальной любовницы короля. Эти отношения продлились около 20 лет. После прекращения сексуальных отношений, женщина осталась с монархом как его самый доверенный советник.
Будущая фаворитка Жанна-Антуанетта Пуассон с детства славилась своей красотой. Однажды ее мать пошла к гадалке, которая предсказала, что в будущем девочка покорит сердце короля Франции. С этого момента мать стала делать все, чтобы дочь получила хорошее образование и хорошие манеры.
В 19 лет Жанна-Антуанетта вышла замуж за Шарля-Вильгельма Ле Нормана д'Этиоля. Супруги управляли одним из самых известных салонов Парижа. Весть об умной и красивой мадам Ле Норман д'Этиоль достигла Людовика XV, который был женат на Марии Лещинской. Король встретил Жанну-Антуанетту на балу-маскараде в Версале. Через месяц она стала его любовницей и переехала в королевский дворец. Жанна-Антуанетта и ее муж вскоре расстались. Людовик XV дал своей метрезе титул маркизы де Помпадур.
Новый фаворит устраивал для короля роскошные вечеринки и театральные представления. При дворе - благодаря своему дружелюбному характеру - она приобрела больше друзей, чем врагов. Даже преданная жена Короля, Мария Лещинская, благосклонно относилась к ней. У возлюбленной было два выкидыша, после которых сексуальные отношения между ней и королем прекратились.
Парадоксально, но именно тогда и сказалось большое влияние Жанны-Антуанетты. Женщина стала поддерживать людей искусства, стала меценатом многих культурных и научных проектов, в т.ч. при ее участии была издана «Энциклопедия» Дидро. Она участвовала в оформлении площади Согласия (фр. Place de la Concorde) и консультировала Людовика XV по вопросам внутренней и внешней политики.
2. Мария Антоновна Нарышкина (1779 -1854)
- В течение 15 лет эта польская дворянка (1779-1854) безраздельно властвовала в сердце императора Александра I. Когда дела государственной важности требовали внимания царя, чиновники искали его не в собственном доме, а во дворце польской женщины.
Александр I был женат на Елизавете Алексеевне, урождённая (Луиза Мария Августа Баденская). Вскоре после свадьбы Романов стал изменять жене и менять любовниц как перчатки. Он остепенился, когда в его жизни появилась красавица Мария Нарышкина, урожденная Святополк-Четвертинская, более известная в России как Мария Антоновна. Ее отцом был Антоний-Станислав, член Партийного Сейма, маршал Конфедерации Тырговица.
Мария, ее сестра Шанета и брат Борис появились в Петербурге после восстания Костюшко, в ходе которого варшавская толпа без суда повесила их отца. Екатерина II назначила девушек придворными дамами. А потом она выдала Марию замуж за Дмитрия Нарышкина, ее чиновника, происходившего из старинного дворянского рода и владевшего 25 тысячами крепостных.
Домой к Нарышкинам заходили судебные чиновники, дипломаты и министры. Супруги могли развлечь столичное общество интеллигентной беседой, лучшими напитками и изысканными блюдами. Мария считалась одной из самых красивых женщин Петербурга, поэтому у нее было много любовников. В 1801 году среди них оказался 24-летний Александр I.
Из-за романа царя и польской женщины, поляки, живущие в Санкт-Петербурге, начали питали надежды, что их соотечественница будет отстаивать идею возрождения независимой Польши. Их ждало горькое разочарование, ведь госпожа Нарышкина не вмешивалась в политику. Она, конечно, имела влияние на Александра, но использовала его только в вопросах защиты отдельных членов петербургского общества. Монарх всегда учитывал ее мнение, в том числе. при назначении министров или других высокопоставленных должностных лиц.
Чувства полностью поглотили императора. Александр I простил Марии даже ее многочисленные измены. Иностранные дипломаты пытались вовлечь Марию Антоновну в свои политические интриги, чтобы повлиять на Александра I. Подобные попытки Наполеон предпринял после подписания мирного договора в Тильзите, отправив своего адъютанта в Петербург в качестве посла и приказав ему проникнуть в дом Марии.
Со временем в придворных и светских кругах Санкт-Петербурга Мария Антоновна стала восприниматься как «наиболее важная» женщина в жизни императора. Придворные художники создавали аллегорические картины с изображением Марии и Александра. На всех неофициальных вечеринках правитель появлялся в компании Марии Антовновны, он представлял ее как свою жену, поэтому любовницу почитали, как если бы она была императрицей .
Идиллия закончилась в 1814 году, незадолго до Венского конгресса. Дама Нарышкина неожиданно оставила Александра и уехала за границу в сопровождении нового возлюбленного.
3. Лола Монтес (1821 - 1861)
Родилась в Ирландии, при рождении получила имя Мария Долорес Элиза Розанна Гилберт. Воспитывалась в школе для Благородных девиц, откуда сбежала и сразу же вышла замуж за офицера Томаса Джеймса. Их брак распался через пару лет из-за интриги Лолы с другим мужчиной. Лола не хотела проводить всю свою жизнь образцовой женой и матерью, поэтому поехала в Испанию, чтобы изучать местные танцы. В то же время она выучила язык, усвоила испанские обычаи и выработала интригующий акцент.
В 1843 году она приехала в Лондон под именем Мария де лос Долорес Поррис-и-Монтес, выдавая себя за испанскую танцовщицу. У нее было несколько вымышленных биографий. Однажды она рассказала, что из колыбели её похитила банда андалузских цыган, у которых она научилась петь и танцевать.
Мечтой Лолы было попасть в Театр Ее Величества. Она исполнила её после близкого знакомства с графом Малмсбери, который имел значительное влияние в этом учреждении. Вскоре она начала выступать на европейских сценах. Везде, где она появлялась, вызывала скандалы. В Баден-Бадене, например, она публично продемонстрировала свое гибкое тело, перекинув ногу через плечо молодого человека. Тогда возмущенный мэр потребовал, чтобы она немедленно покинула город. Чуть позже она украла Ференца Листа у его любовницы графини д'Ангулт.
Но кульминацией любовных завоеваний Лолы стал роман с королем Баварии Людвигом I. Когда слава о скандальном танцовщице достигла Мюнхена, директор местного театра отказался подписывать контракт с Монтес. Лола пошла к королю, который уставился на ее грудь и спросил: «Произведение природы или художника?» «Это то, что Ваше Величество должно решить для себя», - возразила она. С этого момента она получила место в театре, а сердце короля Лолы было в ее кармане.
Луи I был женат и часто имел мимолетные романы, после которых возвращался к жене. На этот раз монарх по уши влюбился в Монтес. Танцовщица исполняла все интимные фантазии Короля. Луи I установил для нее высокое годовое содержание, которую он удвоил в конце первого года, проведенного вместе. Влияние танцовщицы касалось и политических вопросов. Когда Лола стала противиться министру религии, а затем и премьер-министру, король сначала уволил их, а затем выгнал из страны. Монтес позволяла себе плевки в лицо епископу и избиение слуг.
Недовольство баварцев достигло апогея, когда Людовик I пожаловал ей гражданство и два дворянских титула. Ненависть к Лоле охватила всю страну, и король был вынужден отречься от престола. Монтес бежала из Баварии. Интересно, что Людовик I выплачивал своей любовнице содержание до ее смерти в 1861 году, и совершенноне злился на нее за свое падение.