Найти тему
Yelena Giovannetti

Странное Рождество.

Готовила на днях одно блюдо, рецепт которого рассказала мне Сильвана. Что за блюдо и как готовить - в конце расскажу, чтоб не отвлекаться.

Сильвана - хозяйка большого имения близ Сансеполькро, где мы провели последние перед локдауном каникулы. Триста гектаров земли - лесов, оливковых рощ, овощных плантаций и виноградников. Бордовые, золотистые, бурые, где-то ещё зелёные пятна. И четыре старых-престарых, больших и уютных дома каменной кладки. Их сдают туристам.

Сильване что-то около шестидесяти, и у неё удивительно молодые и вместе с тем мудрые карие глаза. Знаете, такие будто видят насквозь, только при этом не чувствуешь себя не в своей тарелке. Кажется, всё она понимает и принимает, такому человеку не страшно открыть душу - не натопчет.

В начале ноября дни в Тоскане тёплые, можно в свитере ходить, а вечера и ночи уже дышат зимой. Однажды в голубых сумерках мы семейством резвились во дворе нашего временного дома. Сильвана сказала, что ему пятьсот с чем-то лет. Это как купить билет в другую эпоху и попробовать пожить другой жизнью.

Муж разжигал большую каменную печь, собирался что-то запекать. Дети воевали за пинг-понг, а я ловила кота в кустах у соседнего леса. Сидел, негодяй, в десяти метрах от дороги, жаловался на жизнь, но в дом идти отказывался.

За этим занятием и застала меня Сильвана. Она живёт выше по горе, в большом доме, где умещается вся её семья. Вместе они управляются с хозяйством и работами в полях. А около нашего дома у неё что-то вроде подсобки - каменный сарай, пристроенный к часовенке. Там по полкам расставлены плетёные корзины, разнокалиберные коробки и какая-то кухонная утварь столбиками. Мы брали там дрова на растопку камина.

Вот она, часовенка, на фото☝️

- Что это ты, миленькая, у леса топчешься? По грибы утром надо ходить, в потёмках это так себе занятие, - развеселилась Сильвана.

- Да кота ловлю, вон он, исчадие ада... Сидит.

- А… этого рыжего я и у нас сегодня видела - невесту нашёл.

- Ну, ждите разноцветных котят!

Сильвана погремела внушительной связкой ключей, нашла нужный, открыла подсобку. Я же решила, что коты - ребята самостоятельные, могут сами до дома добраться, когда вздумается. И зашла за дровами - вечер-то длинный...

- О, смотри-ка! Рождественские украшения!

Хозяйка открыла большую коробку, взяла блестящий стеклянный шар с оленем внутри.

- Помню его с детства... И вот этот, и вот эту звезду на верхушку.

- Неужели? - удивилась я. - Как же они сохранились?

- Берегла. Рождество - это тёплые воспоминания, хранящиеся в мелочах. Сколько их было, тех вечеров, когда мы украшали ёлку...

- И сколько ещё будет! Хотя... В этом году всё иначе. Это будет самое странное Рождество.

Сильвана пристально посмотрела на меня, но ничего не сказала. Сложила игрушки обратно в коробку, поставила её на место, взяла какую-то кастрюлю и пошла к выходу. Порядок.

- А что иначе-то? - усмехнулась через плечо, закрывая дверь.

- Ну как... Правила эти все, больше шести не собираться, в рестораны не ходить, магазины с подарками закрыты, - начала я перечислять нарушающие предрождественское настроение моменты. - Грустно это всё...

- Пойдём-ка, погреемся, - зябко поежилась, запахивая шаль на плечах.

Мы дошли до печи, где хлопотал мой муж, и остановились погреться у огня. Уже совсем стемнело, дети убежали в дом, кот понял наконец, что пора и ему на диван. Мы стояли втроём и смотрели на полыхающее в тишине вечера пламя. Иногда нужно дать человеку время помолчать, побыть в своих мыслях.

- Чего только не готовили в этой печи, а? - нарушил молчание муж.

- За пятьсот лет? Не упомнить... А расскажу-ка я вам, что готовлю на каждое Рождество вот уже лет десять. Это очень простое блюдо - запечённая в печи шейка. Вкусное, конечно, как-нибудь попробуйте.

- О, мы с удовольствием!

Сильвана водрузила на стол овальную кастрюлю без ручек, с толстым дном и высокими стенками.

- Сколько себя помню, эта кастрюля была всегда. И всегда она стояла в этой самой подсобке, ожидая своего часа - Рождества. Уж больно большая, каждый день ей пользоваться не будешь. И сколько себя помню, и что бы в мире ни творилось, а рождественский обед был. Вот ты говоришь, в этом году всё иначе… Прости, но ты не права.

Я приготовилась слушать.

В семье Сильваны поколениями поддерживается одна славная традиция. Восьмого декабря ещё днём они наряжают столетнюю ель во дворе дома - создают настроение. Собирается вся семья, варят вин-брюлле, разводят старый очаг и готовят обед. По католическому календарю это День Непорочного зачатия, но есть и другой, более личный смысл.

- В первой половине прошлого века много людей уехало из Италии в поисках лучшей жизни. Было голодно и безнадёжно. А мои остались. Решили, что там, где корни, там и должна продолжаться жизнь. Тяжело было…

Украшений на ёлку тогда было не очень-то, и крестьяне нашли простой выход: красные нити от шитья и вязания, блестяшки какие-нибудь, яблоки с осени, орехи, каштаны… Что найдётся, то и в дело. Этот день стал днём надежды на лучшее, веры в волшебство, тепла семьи.

-Понимаешь… Есть внешний мир со всем его сумасшествием. И чего в нём только не случилось за сотни лет... И всё прошло. Но вот здесь… - Сильвана приложила ладонь к моей груди и похлопала, - здесь есть тепло, и радость, и любовь, и надежда.

Улыбка тронула мои губы. Перед глазами пронеслись все наши семейные рождественские обеды, все встречи, все подарки, огоньки нарядной ёлки у свекрови дома и вертеп. Шутки, смех и гомон большой семьи. То утро, когда Валерон впервые нашёл дома под ёлкой разноцветные коробки, и стакан молока с печеньем на блюдечке, что оставил накануне вечером. И пусть на дворе стоял ноябрь, и до Рождества оставался месяц с лишним… Я поняла, что самое главное никуда и не уходило.

Муж сказал "Эх…" и подкинул ещё дров в пламя печи. На два метра вокруг было тепло так, что пришлось расстегнуть куртки, а щёки зарумянились. Где-то далеко внизу мерцали огоньки деревень долины, вился дымок из трубы, и я чувствовала, как блестят мои глаза.

-Так чем это Рождество отличается от других? Чем оно странное? - Сильвана подмигнула, усмехнувшись, взяла свою кастрюлю. - Поеду домой, увидимся ещё.

Муж приобнял меня за плечи, пообещал, что всё наладится. Это был прохладный ноябрьский вечер… С теплом очага, дома и семьи.

-2

А...
Рецепт Сильваны.
Кусок свинины (шейка) проткнуть вдоль волокон тонким ножом, нашпиговать брусками моркови и сельдерея + чеснок.
Мариновать час-два: соевый соус взбить блендером с луковицей и половиной лимона. Не солить!
Промыть от маринада, обсушить.
В жаровне с толстым дном и высокими стенками обжарить на быстром огне мясо. Маринад смешать с водой, залить мясо до середины.
Тушить полтора-два часа. Нарезать поперек волокон, так сельдерей и морковка покажутся яркими пятнышками. Полить получившимся соусом.
Вуаля😊👌