Больше года назад мы посвятили одну из наших заметок року в Турции (Рок из Турции), пообещав продолжение. Тогда мы сознательно не затронули один из сегментов турецкой рок-музыки — прогрессив. Сегодня мы попробуем вспомнить пару представителей этого направления, опирающихся в своем творчестве на наследие великих британцев.
Пожалуй, первой турецкой проговой группой, добившейся международного признания, является Siddhartha. Это в определенной степени удивительно, поскольку эта команда по сути выпустила всего один альбом. Но в кругах ценителей прога, особенно его «флойдовского» направления, он ценится очень высоко.
Siddhartha была сформирована в 1993 году в Стамбуле гитаристом и вокалистом Озгюром Курджаном (Özgür Kurcan), гитаристом Эге Мадра (Ege Madra) и басистом Улашем Акыном (Ulas Akin). Как это принято в Турции, музыканты не спешили с созданием собственного репертуара, на протяжении нескольких лет выступали с программой каверов, постепенно добавляя к ним свои собственные вещи. К 1998 году их набралось достаточно для записи дебютного релиза, который был выпущен на местной фирме «Ada Muzik» и, как это обычно бывает с дебютниками, носил название группы. Несмотря на «индийское» имя команды, в музыке их первого, а, как оказалось, и последнего альбома, ничего созвучного названию не содержалось, за исключением, пожалуй, единственного трека «Om»:
Альбом был встречен весьма благожелательно как публикой, так и критиками. В течение следующей пары лет Siddhartha закрепляла успех гастролями как в Турции, так и за рубежом. К тому времени в группе, помимо отцов-основателей, играли барабанщик Каан Сезгин (Kaan Sezgin) и клавишники Волкан Йылдырым (Volkan Yildirim) и Оркун Окер (Orkun Öker). Однако в 2001 году неожиданно для многих лидер и основной автор команды Озгюр Курджан увлекся другим проектом, и Siddhartha была распущена.В целом определяющим в музыке Siddhartha было, конечно же, влияние PF с некоторым добавлением, по местной традиции, турецких этнических мотивов. Одним из лучших номеров на пластинке, на мой взгляд, был «Baroque» с отсылкой к классике:
Ютуб-канал dantelliperi
Возможно группа так и канула бы в Лету окончательно, если бы в 2009 году американский лэйбл «Trail Records» не решился на переиздание ее единственного альбома. Диск вышел в заново смикшированном варианте под названием «Trip to Innerself»:
Занятно, что последняя вещь оригинального альбома, как раз «Om», была заменена американцами на трек под символичным названием «Black». Новый-старый альбом возродил интерес публики к Siddhartha, но, к сожалению, реюньона так и не случилось.
В отличие от Siddhartha, их более молодые коллеги из Nemrud гораздо более известны и считаются сейчас одной из ведущих команд на международной сцене в своем направлении.
Эта группа появилась в 2008 году также в Стамбуле. Ее основателем и бессменным лидером является гитарист и вокалист Мерт Гечай (Mert Göçay), уже имевший богатый опыт выступления в различных кавер-бэндах. Скооперировавшись с басистом Айджаном Сары (Aycan Sarı), клавишником Мертом Топелем (Mert Topel) и ударником Харуном Сонмезом (Harun Sönmez) Мерт сразу же взял курс на исполнение собственного материала. Команду быстро заметили, и уже через год известная французская рекорд-кампания «Musea» предложила ребятам контракт на запись альбома. В 2010 году дебютник Nemrud, названный «Journey of the Shaman» (Путешествие шамана) увидел свет. На диске было представлено всего три «навороченные» многочастные композиции, в которых явно улавливалось влияние не только PF, но и немецкой легенды прога Eloy.
Первый концептуальник Nemrud был принят «на ура». Среди критиков и музыкантов, высоко оценивших работу молодой группы, был и участник Eloy Франк Борнеманн (Frank Bornemann), который приложил руку к ее раскрутке. Следующие три года прошли в разъездах по многочисленным концертам и фестивалям. За запись нового альбома «немруды» взялись только в 2013 году. Новый релиз, названный «Ritual», был выдержан в том же, принесшим группе успех ключе и на этот раз состоял из четырех композиций, включая восемнадцатиминутный заглавный эпик. Мне же на этом диске больше всего приглянулся трек «Sorrow by Oneself», в котором, как представляется, в полной мере чувствуется «флойдовский дух»:
Во вторую половину десятилетия Nemrud вступил в ранге признанных корифеев жанра в Европе и суперзвезд на родине. К этому времени окончательно стабилизировался состав группы — с двумя Мертами с тех пор и до сего времени играют третий тезка — барабанщик Мерт Алкая (Mert Alkaya) и бас-гитарист Левент Джандаш (Levent Candaş). Этим квартетом был записан последний на данный момент релиз Nemrud — вновь концептуальник, посвященный знаменитой горе, давшей название группе. (Если кто не знает, Nemrut Dağı — это одна из важнейших достопримечательностей на юго-востоке Турции, где можно увидеть памятники цивилизаций столь древних, что и датировать их не всегда оказывается возможным. Место поистине обалденное и подходящее, чтобы дать имя классной прог-группе!) На альбоме снова всего четыре композиции, дополненные, впрочем, парой бонусов в виде укороченных радио-версий двух из них.
Работа очень сильная и все треки одинаково хороши, но я среди них выбрал «The Euphrates», поскольку зрелище заката над рекой Евфрат с горы Немрут — одно из самых сильных впечатлений, оставшихся от посещения тех мест.
Ютуб-канал Rainbow45 Records
Nemrud продолжают работать, активно выступают и, можно надеяться, вскоре порадуют поклонников новыми релизами.
Ютуб-канал nemrudband
В заключение, как обычно, знакомство с отечественными музыкантами, работающими в стиле британского прога 70-80-х годов. Молодая московская группа Toad Invasion, на концерте которой мне довелось не так давно побывать, удивила, прежде всего, аутентичностью «семидесятнического» аналогового звука. Хотя по музыке ребята, как мне кажется, больше тяготеют к Genesis и Yes, «флойдовские» мотивы в их музыке тоже присутствуют.
Ютуб-канал Toad Invasion
Продолжение следует.
Предыдущая заметка цикла "По следам Pink Floyd":
По следам Pink Floyd. Часть 13. Снова в Канаду.
#Siddhartha #toad invasion #psychedelic rock #space rock