Найти тему
ЦДУ ТЭК

Принцип домино

Неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, вызванная, прежде всего, пандемией коронавируса, оказала влияние на работу железнодорожного транспорта. В середине лета 2020 года снижение добычи углеводородов, и в частности добычи угля, привело к сокращению их транспортировки по железной дороге. Сработал пресловутый принцип домино.

Согласно расчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), погрузка угля в январе — августе 2020 года сократилась на 8,1% относительно аналогичного периода прошлого года, нефти и нефтепродуктов — на 9%.

По данным «Российских железных дорог» («РЖД»), за этот период наибольшее снижение пришлось на транспортировку нефти. Так, с января по август 2019 года по железной дороге было перевезено 25,8 млн т нефтяного сырья. За аналогичный период в 2020 году показатель составил 20,1 млн т, сократившись на 21,9%.

Если говорить об основных нефтепродуктах (бензин, дизельное топливо, мазут и керосин), то здесь картина выглядит несколько лучше. Согласно информации «РЖД», с января по август 2019 года по железной дороге было перевезено 84,59 млн тонн. За аналогичный период 2020 года показатель составил 78,27 млн т, сократившись на 7,48%.

По данным «РЖД», с января по август 2019 года по железной дороге было перевезено 262 856,5 тыс. т угля (включая импортные поставки 16 164,8 тыс. т). За аналогичный период 2020 года показатель составил 242 145,9 тыс. т (импорт — 15 483,9 тыс. т), сократившись на 7,9%.

Снижение грузоперевозок связано со значительным сокращением экспорта угля, который, по данным компании «Финам», составлял чуть менее 30% от всех грузов, перевозимых по железной дороге. Причем больше всего перевозки угля сократились в европейском направлении, куда шли основные потоки. Из-за падения угольного экспорта возросло количество избыточных вагонов.

Эксперты не решаются прогнозировать, сколько времени потребуется на восстановление железнодорожных грузоперевозок углеводородов, поскольку существует слишком много факторов неопределенности, связанных с развитием мирового экономического кризиса. Большинство из них сходятся во мнении, что к концу года не удастся полностью восстановить грузоперевозки, которые во многом ориентированы на экспорт.

Экспортный товарооборот по углю, нефти и нефтепродуктам в 2020 году, скорее всего, останется ниже значений последних лет, полагают эксперты. Причины этого заключаются в том, что к концу года экономика стран Европы не успеет полностью восстановиться. По-видимому, грузоперевозки достигнут уровня 2019 года к концу 2021 года или к 2022 году. Объемы перевозок углеводородов, по мнению экспертов, будут постепенно восстанавливаться по мере роста спроса на них на мировых рынках. При этом ситуация с грузоперевозками во многом зависит и от еще одной волны коронавируса.

Подробнее на сайте «ЦДУ ТЭК»