Всё-таки можно изобрести колесо заново!
↓ Самая большая шина в мире
БелАЗ–75710 (на иллюстрации выше) — самый грузоподъемный самосвал в мире. Полная масса груза в металлическом хранилище — 450 тонн. Чтобы двигать такую махину по дороге (или где угодно, что БелАЗ воспримет как дорогу) нужные не только уникальные двигатели, но и правильная «обувь».
Большому самосвалу — большая резина, решили в Michelin и представили самую большую в мире шину для серийного грузовика. Шина с размерностью 59/80R63XDR рассчитана на половину жизненного цикла БелАЗа.
Вес одной шины — более пяти тонн. Это средний вес слона или целого трактора «Т–40». В высоту шина – около четырех метров, с одноэтажный дом.
Чтобы колесо функционировало, в шину нужно закачать почти столько же воздуха, сколько поместится в шины 600 легковых автомобилей. Цена соответствует уровню технологий — один баллон с резиной и креплением для БелАза стоит 70 тысяч долларов. То есть больше 5 млн рублей.
↓ Безвоздушные шины
Uptis — безвоздушные шины, созданные Michelin совместно с General Motors. Они не боятся проколов и могут наезжать практически на любые острые предметы на дорожном полотне. Сотовый протектор не лопается при наезде на препятствие, не деформируется от жары или холода, а ещё позволяет втрое увеличить ресурс шин.
В теории, если машина не попадает в ДТП, ездить на такой резине можно на протяжении всего жизненного цикла авто. Подкачивать шину тоже не нужно. Оптимальная конструкция покрышек позволяет обходиться без воздуха.
В серийное производство Uptis могут пойти уже в 2021 году, а первым автомобилем, на который они могут быть установлены, может стать американский гибрид Chevrolet Volt.
↓ Советские «лунные» покрышки
Идея адаптировать безвоздушные шины для обычных дорог пришла советским инженерам. ГАЗ-69, на базе которого строили внедорожник для поездок по Луне, оказался никому не нужен, а вот про шины забыли совсем ненадолго. Безкамерная покрышка позволяла ГАЗ-69 перепрыгивать через огромные валуны и проезжать глубокие рвы.
Структура из крупных «сот» позволяла оснащать шины грунтозацепами, на которых можно было пробраться не только через море Спокойствия на Луне, но и через непроходимые сибирские леса.
↓ Колёса для Бэтмобиля
Атрибуты главного защитника Готэма — не тольк черный костюм и хитроумные устройства. Это еще и уникальный защищенный танк на базе пикапа Dodge Ram с двигателем 5,7 литра. Бэтмобиль, на котором Брюс Уэйн сминал полицейские автомобили, – классическая американская машина с приводом на заднюю ось, но с крайне необычными колёсами.
Эти покрышки для фильма создавала компания Hoosier и их размерность поражает — 80 дюймов, ассиметричный протектор и высокопрочный стальной корд.
Двойная схема размещения даёт идеальный баланс при движении по прямой и позволяет проходить повороты с минимальным креном. Размерность задних колес неизвестна, зато передние шины Dirt Oval на 28 дюймов и шириной в 304 мм обошлись режиссёру Кристоферу Нолану в 10 тысяч долларов за комплект.
↓ Колесо-трансформер
Шасси с изменяемой геометрией — одна из новейших разработок оборонного агентства DARPA. С помощью специального электромотора и гибкой синтетической шины любой бронеавтомобиль, например, Humvee, может превратиться из обычной машины в луноход.
Воздух такой шине не нужен, а большое пятно контакта позволяет одинаково эффективно ездить и по песчаным дюнам и по болотам.
Шины Reconfigurable wheel-Track разрабатывались в рамках программы Ground X-Vehicle Technologies (GXV-T) и с 2022 года будут рекомендованы к использованию на бронетехнике армии США. Прогнозируемая стоимость — 25 тысяч долларов за одно колесо.
Серийные покрышки будут шире и толще, что позволит водителю спокойно вести машины даже при разрушении контактного элемента на 30 процентов.
↓ Обувь королей
До недавнего времени пор самыми дорогими шинами считались Michelin Super Sport. Суперкар Bugatti Veyron устанавливал рекорд скорости именно в этих покрышках, стоимость комплекта которых составляла 300 тысяч долларов.
Однако теперь самые дорогие в мире шины — арабские Z Tyre. Правда, рекордной стоимости в 600 тысяч долларов (45,5 млн рублей!) за комплект удалось добиться не исключительными технологиями, а обычным восточным фетишем. В производстве шин используется 24-каратное золото и бриллианты. Практической пользы ноль, зато красиво! Впрочем, ещё ни один комплект не продан.