Друзья, приветствую!
Поговорим о самых важных заблуждениях начинающего руководителя. Статья основана на своих личных ошибках и промахах моих подопечных. Когда написал текст, понял, что первые три объединены словом "думать". То есть они порождены мышлением, а не отсутствием навыков.
Поэтому разделил статью на две части. Сегодня об ошибках «в головах».
Если вы только начали карьеру или планируете - надеюсь это вам поможет.
1 место.
Думать, что переход на должность управленца - естественное продолжение карьеры линейного сотрудника. Якобы всё будет продолжаться по большей части как раньше, а вы будете просто ещё руководить. Ну и приятная запись в трудовой книжке появится, строчка в резюме опять-таки.
Забудьте! Это не естественное продолжение. Естественное продолжение - это позиция эксперта, старшего специалиста, например. Переход на позицию управленца - новая ступень. Ведёт она не только вверх, но в сторону. Управление - это отдельная профессия. И если вы выбираете карьеру управленца - лучше, чтобы это был осознанный выбор.
Поясню. Был у меня классный сотрудник с отличными результатами и амбициями руководителя. Назовём его Денис. Денис несколько раз участвовал в управленческих конкурсах в подразделении. Не с первого раза, но таки победил. Возглавил группу. Был горд собой. Но так и не смог стать руководителем. У него не получалось построить системную работу, было скучно контролировать подчинённых. Его продолжало тянуть выполнить работу самому. Тяжело было увеличить дистанцию с прежними коллегами. Можно сказать, Денис никак не мог выйти из амплуа "первого парня" в отделе. Я верил в него, искренне желал успеха. Мы с ним в такой роли проработали около года. Потом он ушёл на понижение. Потом из компании.
Я поставил эту ошибку на первое место по нескольким причинам.
Во-первых, это действительно самая первая ошибка молодого руководителя.
Во-вторых, она имеет большое влияние на дальнейшую карьеру.
В-третьих, провал Дениса – моя личная боль, которая повлияла на дальнейший опыт.
2 место.
Думать и стрессовать по поводу, что никто не сделает работу рядового сотрудника лучше кроме вас.
Вообще, скорее всего так и есть. Обычно руководителем назначают самого успешного линейного сотрудника. Вероятно, это как раз вы. Если вы самый успешный - значит вы лучше всех с этим справляетесь. Однако теперь больше всего пользы вы должны принести именно как руководитель.
Эта ошибка накладывается на отсутствие навыка делегирования. В итоге молодой руководитель пытается тащить на себе функцию управления и кучу обязанностей линейного сотрудника. Обычно это означает, что и то и другое получается не очень здорово.
А ещё некоторые бывшие соратники воспользуются этой слабостью и переложат на вас свои обязанности.
Как это может незаметно происходить?
Пример. Вы ставите сотруднику задачу. Он осознанно или не очень задаёт кучу уточняющих вопросов как это лучше сделать, заставляя вас продумывать решение проблемы. Ещё круче, когда задача предполагает несколько этапов, тогда вы делаете это несколько раз. А так как сотрудник не такой классный специалист, как вы - будут ошибки в реализации. Их нужно будет исправлять. Могут поехать сроки, за которые отвечаете уже лично вы. В итоге легче плюнуть и сделать всё самому. Получится быстрее и менее трудозатратно для вас. Но неправильно, т.к. это только спровоцирует рост таких ситуаций. А они и так будут.
Я вот до сих пор сталкиваюсь с попытками "вернуть" мне мои же задачи:-)
3 место.
Думать, что вы всё ещё играете в одной команде с вашими подчинёнными. Уже нет. Вы играете сразу в двух. Как и раньше вы работаете с коллегами на результат, добиваетесь целей. Но теперь вы ещё в команде менеджеров. Вы представляете интересы компании, её собственников. Принимая решения, вам нужно об этом помнить.
Нужно будет балансировать.
С одной стороны, важно защищать своих бойцов от неоправданной работы, неадекватных коллег и клиентов. Например, смежники запарывают сроки по своим задачам, сроки съезжают, клиенты отрываются на ваших сотрудниках. Нужно как можно скорее решить вопрос с коллегами из других служб. Нельзя позволить делать ваших людей крайними.
С другой стороны, если нужно для дела - самому инициировать непопулярные решения и проводить их в жизнь. Например, когда разговоры и задачи не помогали Денису сфокусироваться на сотрудниках - я изменил его мотивацию так, чтобы премия с личных продаж могла выплачиваться только при достижении цели по группе. Даже если он свой личный план перевыполнил. Это сильно ударило по его доходу, испортило настроение и сдвинуло фокус внимания в нужном мне направлении.
Буду рад обратной связи. Спасибо за внимание!
Статьи по теме:
Как строить карьеру?
3+ лучших качества соискателя
Как понять, что соискатель в продажи «умный»?