Найти тему

Долгая дорога на Арал

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

Больше года я готовилась к одной из величайших авантюр моей никчемной жизни, — к путешествию "По следам экспедиции Алексея Бутакова" И вот долгожданный день и час настал! После бесконечной переписки по интернету с десятками самых разных людей, — разумеется, людей креативных и любящих путешествия, я нашла двух напарников, готовых участвовать в этой моей авантюре. Один из них — сталкер из моего города, побывавший в ЧЗО, в Норильске, Абхазии и других местах, характерных обилием заброшенных объектов youtube.com/channel/UCjRr5v-l…, а другой — просто служил в свое время в Советской Армии на полигоне Аральск-7, который располагался на ныне бывшем острове Возрождения в Аральском море, и очень хотел побывать в местах своей армейской службы. И вот в дождливый сентябрьский день мы с Костиком (моим земляком) отправились в дальнюю дорогу. Путь наш лежал до Екатеринбурга и далее, уже на автомобиле на Аральское море. youtube.com/watch?v=GGOT-yXvn…Путь Алексея Бутакова к главной экспедиции в его жизни был более тернистым и долгим, чем мой путь подготовки к путешествию по следам экспедиции этого выдающегося российского мореплавателя и исследователя. А Бутаков родился в Кронштадте в 1816 г в многодетной семье военного моряка. Еще его дед — корнет Н.Бутаков в 1785 г отправил из Костромы на учебу в Морской кадетский корпус своих сыновей. Все они стали военными моряками. Иван Бутаков служил на флоте много лет, дослужившись в 1829 г до звания контр-адмирала, участвовал в нескольких морских сражениях; в 1811 г женился на дочери артиллерийского подполковника и воспитал с нею десятерых детей. Своих сыновей он частенько брал с собой в морские походы, что повлияло на выбор их жизненного пути, — пятеро сыновей Ивана Бутакова стали морскими офицерами. Алексей Бутаков был в их числе. В 1827 г он поступил в Морской кадетский корпус, в 1832 г с успехом его закончил, проходил практику на судах Балтийского флота и еще три года учился в Офицерском классе при Морском кадетском корпусе. После его окончания служил в Кронштадте, где командиром порта был знаменитый Ф.Беллинсгаузен. По его протекции Алексей Бутаков в должности помощника командира корабля на судне "Або" принял участие в кругосветном путешествии по маршруту: Кронштадт-Копенгаген-Плимут-остров Тенерифе-мыс Доброй Надежды-Никобарские острова-Сингапур-Петропавловск-Камчатский-Рио-де-Жанейро-Портсмут-Копенгаген-Кронштадт. Путешествие длилось два года и пять недель. Из 80 членов команды 23 умерли от цинги и тропической лихорадки. Бутаков обвинил командира судна в казнокрадстве и халатной подготовке к экспедиции. Дело как-то замяли, а строптивого офицера отправили служить в Свеаборг. В свободное от службы время Алексей Иванович писал статьи в журнал "Отечественные записки" по географии стран, в которых он побывал; изучал труды путешественников и исследователей. В их числе попалась ему книга А.Гумбольдта, который еще в 1829 г по приглашению русского правительства совершил путешествие от Урала до Алтая и описал его в своем труде "Фрагменты по геологии и климатологии Азии". Эта книга возбудила у Бутакова интерес к малоисследованному тогда Аральскому морю. В те времена, в середине XIX века, Российская империя продолжает свою экспансию на сопредельные земли. Николая I беспокоит продвижение на север по Ближнему и Среднему Востоку англичан, да и Османская империя является серьезной угрозой на южных рубежах страны. Северное побережье Арала принадлежало тогда России, а вот южное занимало Хивинское ханство. В 1847 г в дельте Сырдарьи строится форт Раим,Форт Раим (фото из интернета)

Появляется и ряд других укреплений на побережье Арала.Начальник Оренбургского края В.Обручев убеждает императора послать для изучения Аральского моря комплексную экспедицию. С XVI века русские цари отправляли экспедиции на Аральское море, но все они были с разной степенью успешности, и даже точной карты этого водоема к середине XIX века не было. Командовать такой экспедицией должен был военный моряк, — ведь регион приграничный, и экспедиция должна быть вооружена. Да и, помимо научных целей, экспедиции надлежало составить точную карту Аральского моря со всеми бухтами, островами и мысами, выяснить наличие глубоководных заливов, удобных для строительства порта, и источников пресной воды. Постоянным нападениям орд хивинского хана на кочующие между Сырдарьей и Уралом казахские жузы Россия собиралась положить конец. По протекции все того же Ф.Беллинсгаузена начальником такой экспедиции стал Алексей Бутаков. Весной 1848 г после длительного отпуска, проведенного у родителей и братьев в Николаеве, Алексей Иванович отправился в Оренбург, где снаряжалась эта масштабная экспедиция. Там строилась шхуна "Константин", закупалось оборудование и продовольствие и набиралась команда из казаков и матросов. Шхуна "Константин" (фото из интернета)

Наша "экспедиция" 7 сентября 2016 г, "вооруженная" современной фото и видеотехникой и снаряжением для автономного нелегального похода, выдвинулась из С-Петербурга. В Екатеринбурге мы встретились с нашим третьим участником и на его автомобиле отправились на юг, в сторону Аральского моря.Из столицы Урала мы выехали около шести утра по местному времени и за световой день преодолели больше 1000 км, любуясь красотами Башкирии, Челябинской и Оренбургской областей. К вечеру мы добрались до степной столицы России. История основания Оренбурга весьма интересна. Город основывался несколько раз. Первый раз для укрепления южных рубежей России и для защиты от нападений кочевников город был основан сподвижником Петра I Иваном Кирилловым (1695-1737) при впадении речки Ори в реку Урал (Яик). Но после смерти основателя следующий начальник крепости счел это место неудобным, и Оренбург был основан второй раз в 1741 г ниже по течению Урала. А основанный в 1735 г на реке Ори острог стал Орском. Но и это место было неудачным. И в апреле 1743 г Оренбург был заложен в третий раз при впадении в Урал речки Санмары. Там этот город и стоит до сих пор, нося название совсем другого притока Урала. Оренбург, на границе Европы и Азии

По реке Урал проходит граница между двумя континентами — Европой и Азией. В Оренбурге она отмечена пешеходным мостом и канатной дорогой, на которой можно перебраться из одного континента в другой. Город стоит на высоком европейском берегу.К апрелю 1848 г шхуна "Константин" была построена, разобрана и уложена на подводы. Экспедиция под начальством Бутакова караваном на верблюдах отправилась из Оренбурга в Орск. Там к экспедиции присоединились несколько солдат и казаков, казах-переводчик и сосланный в Орский острог поэт и художник Т.Шевченко. Фотографии в те времена не было, и А.Бутаков взял художника в экспедицию, чтобы он зарисовывал виды Аральского моря. Наша "экспедиция" прибыла в Орск на закате. Присоединяться к нам было некому, мы лишь добавили к снаряжению газовых баллонов и отправились дальше — к границе с Казахстаном.Орск, главная площадь города, — пл.Ленина, наверно...

Экспедиция А.Бутакова больше месяца шла караваном по безводным степям к форту Раим. Нам же надлежало пересечь Государственную границу и заночевать там, докуда будут силы доехать. Доехать удалось до Актобе, где мы и устроились на ночь в комнатах отдыха при вокзале. Искать другое пристанище глубокой ночью ни у кого не было сил. На другой день мы двинулись дальше на юг, по безбрежным степям Казахстана.Ночь застала нас в поселке Саксаульский с неосвещенными улицами и убогой железнодорожной станцией. Но добрые люди есть везде, даже в такой глухомани. Хозяева привокзальной чайханы накормили нас и разместили в пустующих комнатах отдыха. Впереди предстояло масштабное путешествие по побережью высохшего моря.

Продолжение следует...