Сегодня выходит сотая статья на моём канале. Как-то специально обозначать этот момент я не планировал, но по этому поводу не хочется писать что-то серьёзное, и я решил обратиться к теме юмора. Я нередко упоминаю в своих статьях такое музыкально-поэтическое явление отечественной музыки как авторская песня, и в данной публикации предлагаю вспомнить несколько юмористических, шуточных, иронических и даже сатирических произведений, созданных советскими и российскими бардами.
«Бард + юмор» - у современных слушателей такая формула вызовет ассоциации с «комедиклабовцем» Семеном Слепаковым. Этого товарища мы трогать не будем. Он был далеко не первым, кто соединил комическую составляющую с формой и эстетикой бардовской песни. Многие авторы работают в этом направлении давно. Мне попадались даже целые сборники «Мэтры шутливой бардовской песни», где встречались как «откровенные ноу-неймы», так и известные исполнители. Немало шуточных произведений и в творчестве классиков и грандов традиционной бардовской песни.
Показательно при этом, что многие шуточные песни, написанные бардами, представляются таковыми лишь на первый взгляд. Зачастую они посвящены серьёзным темам, порой имеют глубокий смысл и даже философский посыл. Именно о таких образцах бардовской песни в самых разных её вариациях мы сегодня и поговорим.
Вадим Егоров – Монолог сына
Из стен нынешнего МПГУ, ранее именовавшегося МГПИ имени Ленина, вышло несколько заметных представителей московской школы авторской песни. Традиции туристической и студенческой песни всегда здесь были очень развиты. В числе известных «традиционных» бардов-выпускников этого университета заметно имя Вадима Владимировича Егорова. Творческое наследие автора-исполнителя насчитывает более 200 песенных произведений, среди них есть как максимально серьёзные, философские и даже трагичные произведения, так и откровенно шутливые, ироничные песенки. Одной из визитных карточек барда стала песенка, исполняемая от лица маленького мальчика и повествующая о том, как дети остались на попечении отца.
Она начинается строками
«Нам с сестренкой каюк, наша мама на юг улетела недавно».
Официально произведение называется «Монолог сына». Датой написания значится 1979 год. Есть у композиции и второе название «Детская воздухоплавательная».
Детской теме бард посвятил «диптих». Помимо «Монолога сына» у него есть ещё «Монолог дочери». Это произведение менее известно, но тоже примечательно, и было бы не справедливо его не упомянуть. Егоров написал и спел о том, как шестилетняя девочка воспринимает и «примеряет» на себя модели семейных отношений в детском саду.
Владимир Высоцкий – Диалог у телевизора
Шуточными и сатирическими песнями за авторством Владимира Семеновича Высоцкого можно заполнить подобную подборку целиком, и она окажется достаточно разнообразной и представительной. Великий актер, поэт и бард часто писал шуточные, ироничные песни на достаточно серьёзные темы. Можно вспомнить и «Веселую покойницкую» и «Канатчикову дачу», «Утреннюю гимнастику», «Жираф большой-ему видней» и многие другие композиции из богатейшего творческого наследия.
Я хочу отметить одно из ярчайших его произведений, в котором Высоцкий показал себя и с исполнительской, и с поэтической, и с актерской стороны. «Диалог у телевизора» - зарисовка из повседневной жизни простой советской семьи, написанной с юмором. На примере бытового эпизода поэт создает масштабное сатирическое полотно о жизни советского общества. Песня подробно анализировалась литературоведами, достаточно подробный разбор представлен даже в «Википедии». У этой песни есть целая вереница названий, отражающих разные грани произведения. Приведу некоторые из них: «Семейный цирк», «Диалог в цирке», «Зарисовка», «Случай в цирке» и др.
Первое авторское исполнение датируется 1973 годом. Это актерская песня, её можно даже называть «песенной пьесой». Владимир Семенович пел её один, за счет голоса и актерской манеры создав два колоритных и узнаваемых образа из советской действительности.
Композиция неоднократно перепевалась и в кавер-версиях стала дуэтной. Не удивительно, что на неё часто обращали внимание представители актерского цеха, универсальные исполнители, проявившие себя и сценическом, и в музыкальном искусстве. Так, в рамках телевизионного проекта «Две звезды» песню представил дуэт поющих актеров Нонна Гришаева и Дмитрий Харатьян.
Харатьян исполнял эту песню неоднократно с разными партнерами. В проекте «Три аккорда» он поддержал певицу Юлию Савичеву.
Есть и исполнение мужского дуэта Харатьяна с Михаилом Ефремовым. Здесь Дмитрий взял на себя женскую партию.
Булат Окуджава – Песенка о дураках
Один из флагманов авторской песни Булат Шалвович Окуджава запомнился как глубокий лирик, возвышенный и даже элитарный бард. Казалось бы, шутить, иронизировать и уж тем более что-то высмеивать – это совсем не про него. Однако известно, что литератор и бард обладал тонким чувством юмора. Ему были присущи самоирония и природная скромность. В творческом наследии Окуджавы есть иронические, шутливые произведения, написанные и исполненные в свойственной для барда манере – сдержанной и исключительно интеллигентной. От этого использованные им слова и образы кажутся ещё более меткими, а содержание композиции выводит на фундаментальные размышления.
Ярким примером такого произведения является «Песенка о дураках», известная также по первой строчке «Антон Павлович Чехов однажды заметил».
Дурак – понятие растяжимое. И каждый в своей жизни, наверное, задумывался на тему «сколько же у нас дураков, и что же с ними делать». Именно об этом очень корректно поёт Булат Шалвович, ставя слушателя и читателя перед дилеммой: дураку жить легко, но дураком быть не хочется, умным быть хочется, но умному тяжело. Закон жизни и «вечная проблема бытия», иначе не скажешь. Самое оптимальное – найти середину. Тоже очень жизненно.
Владимир Тэн – Морда Моя
Песня «Морда моя» не так давно прозвучала на Первом канале в одном из выпусков проекта «Три аккорда» в исполнении Сергея Минаева. Она показалась мне очень знакомой, я ранее слышал эту композицию, но кто её автор и первый исполнитель – не знал. Вероятно, это один из тех случаев, когда произведение становится популярнее создателя.
«Морду мою» написал автор-исполнитель корейско-казахстанского происхождения Владимир Константинович Тэн. По творческому облику он сильно отличается от трех приведенных выше «грандов», представляя несколько другой кластер бардовской музыки.
В его творческом наследии немало произведений юмористической, сатирической и даже пародийной направленности. Какой-то малоизвестный, несерьёзный дядька, который поёт шуточные песенки и смешит зал – такое первое впечатление производит исполнитель. Из той информации, которую мне удалось найти, можно судить, что Владимир Константинович был интеллигентен, хорошо образован, о нём вспоминают как о человеке большого поэтического таланта. То, что мы видим и слышим – это всего лишь образ, осознанно выбранный, придуманный и сыгранный.
Владимир Тэн родился в семье писателя, получил профессию журналиста и много работал в этой сфере, в его творческом наследии есть и прозаические произведения.
Как бы зал ни хихикал, когда Тэн, а за ним и Минаев исполняли эту песню, «Морда моя» одна из тех композиций, в которых «несерьёзно говориться о серьёзном». Это произведение о человеческой судьбе, диалог с самим собой, осмысление своего жизненного пути, поданное в шутливой форме.
«Морда моя, на кого ты сегодня похожа», - думаю, есть немало людей, которые в определенные периоды жизни, подходя к зеркалу, ловили себя на подобных мыслях.
Тимур Шаов – И на солнце бывают пятна
Бардом и сатириком в одном лице является исполнитель собственных песен Тимур Шаов. В эту подборку могли бы попасть многие его песни. Отмечу произведение «И на солнце бывают пятна». Кто из нас в жизни не слышал упреков по всяким бытовым мелочам. А так ли эти мелочи важны во вселенском масштабе? Используя образы великих людей, автор показывает, что и они были не без греха, но история им всё простила, потому что они - великие.
У меня волей-неволей эта песня вызвала ассоциации с «Абсентом» Елены Ваенги, где она поёт что узнала «интересный момент про Ван Гога, Матиса и Дали».
Поговорка гласит «В каждой шутке есть доля шутки», а остальное – правда. Шуточные песни бардов только подтверждают эту мысль. Я специально постарался сделать подборку разнообразной, конечно же, она далеко не полная.
Материал имеет сугубо развлекательный характер. Содержание публикации не претендует на истину последней инстанции.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.