Найти тему

Что делать если приобрели некачественный товар или услугу?

Все из нас ежедневно покупают различного рода товары это и продукты и одежда и обувь, мебель или какая-либо техника. Реже мы сталкиваемся с ситуацией, в которой необходимо заказать выполнение работ или оказание услуг.

В процессе приобретения товаров и услуг нередко возникают ситуации, когда товар или услуга оказались некачественными в связи с чем у потребителя возникает закономерный вопрос: «Что делать?».

Если Вы приобрели товар или заказали услугу для удовлетворения своих личных потребностей, а не для целей предпринимательской деятельности, то такие правоотношения регулируются Законом «О защите прав потребителей», в котором содержится достаточное количество положений, позволяющих защитить нарушенные права.

Итак, при выявлении в товаре или услуге недостатков первое что необходимо сделать, это обратиться к лицу продавшему товар или оказавшему услугу и уведомить об обнаруженном недостатке и потребовать его устранить, соразмерно уменьшить стоимость приобретенного товара (услуги), или же потребовать расторжения договора и возврата уплаченной за товар или услугу суммы.

Если же продавец товара утверждает, что не несет ответственности за недостатки и посоветует обратиться к производителю, знайте, Вас пытаются обмануть, т.к. в соответствии с законом «О защите прав потребителей» производитель товара и продавец несут перед потребителем одинаковую ответственность за качество, а это означает, что претензию по качеству потребитель может предъявить любому из них на свое усмотрение.

Что касается оказания услуг, то лицо их оказавшее может ссылаться на то обстоятельство, что Вами услуга принята без каких-либо замечаний, в связи с чем Вы утратили право на предъявлении претензии и на бесплатное устранение недостатков. Такая позиция, тоже является попыткой ввести Вас в заблуждение потому, что претензии по качеству работы (услуги) могут быть предъявлены в течение гарантийного срока, а если такой срок не установлен, то в течение разумного срока. По общему правилу, разумным признается срок в два года.

Таким образом, если Вы предъявили претензию по качеству товара, работы или услуги в течение гарантийного срока, то продавец товара или исполнитель работ (услуг) обязан устранить недостатки за свой счет, компенсировать стоимость устранения недостатков, либо вернуть полученные средства.

В случае если продавец или исполнитель работ (услуг) отказывается добровольно устранить недостатки или возвратить средства, нужно такому продавцу направить письменную претензию содержащую соответствующее требование. Если в течение десяти дней содержащееся в претензии требование не будет выполнено, то можно обращаться в суд.

Здесь важно отметить, что соблюдение претензионного порядка не является обязательным и в суд можно обратиться сразу, но предварительное предъявление претензии, во-первых, будет доказывать, что Вы пытались урегулировать спорный вопрос, во-вторых, даст Вам право требовать от продавца товара или исполнителя работ (услуг) выплаты, помимо причитающихся Вам денежных средств, неустоек и компенсации морального вреда, еще и штрафа в размере 50% от присужденной судом в Вашу пользу суммы. Другими словами предъявление претензии позволит взыскать с недобросовестного продавца товара или исполнителя работ (услуг) сумму в полтора раза больше чем без предъявления претензии.

Еще одна проблема, с которой может столкнуться потребитель товара или услуги это нарушение сроков поставки товара или выполнения работ.

В этом случае нужно помнить, что при нарушении срока передачи предварительно оплаченного товара продавец должен выплатить потребителю неустойку в размере половины процента от суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки, но не более стоимости предварительно оплаченного товара. Т.е. если Вы заказали, например, автозапчасти на сумму двадцать тысяч рублей, и внесли предоплату десять тысяч рублей, но запчасти вовремя не поступили, то Вы вправе требовать от продавца выплаты неустойки в размере 50 рублей за каждый день просрочки, но не более чем 20 000 рублей.

Если же нарушены сроки выполнения работ (оказания услуг), то Вы вправе требовать от исполнителя работ (услуг) неустойки в размере 3 % от стоимости работ за каждый день, а если сроки выполнения работ определены в часах, то за каждый час просрочки.

Например, Вы заключили договор подряда на выполнение ремонта квартиры, на сумму 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, и договором предусмотрено, что работы должны быть выполнены в течение 30 дней. При этом Вы внесли аванс в размере 300 000 (триста тысяч) рублей. При несоблюдении подрядчиком этого срока Вы сможете требовать уплаты пени в размере 3% от 500 000 (пятисот тысяч) рублей, т.е. по 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей за каждый день просрочки. Исключением из данного правила является нарушение сроков по договору долевого участия в строительстве.

В конце необходимо также отметить, что в этой статье речь идет о приобретении товаров у лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность и не касается приобретения товаров с рук.

Кроме того, нужно помнить, что при обнаружении недостатков в технически сложных товарах у продавца есть право провести экспертизу этого товара на предмет появления недостатков в результате неправильной эксплуатации товара.