Иван Грозный — самый обсуждаемый и осуждаемый государь в русской истории. При этом Грозный — самый неразгаданный из русских царей. Масштабы его политических достижений всегда заслоняли живого человека, а вошедшая в фольклор беспримерная жестокость словно исключала возможность более сложного взгляда на характер. Сериал «Грозный», премьера которого состоится 23 ноября на телеканале «Россия», — попытка разобраться в истоках поступков Ивана IV и заглянуть в темный лабиринт его души. Не пропустите!
Сергей Маковецкий: «Главное, что отличало Иоанна Васильевича, как он говорит, “лютый зверь во мне сидит, да одолеть не могу”. Он прекрасно понимал, что совершает великий грех и ничего не мог с собой поделать, и мучился сильно. Мы старались показать этого человека, которого раздирают две абсолютные противоположности – грех страшный и страх Божий – все это вместе у него соединялось. И я его за то люблю, что в нем очень много человеческого. Ну, кто из нас, обывателей, не скажет себе самому: “зверь лютый во мне сидит, да одолеть не могу”? Совершил что-то нехорошее, да не знаю, как извиниться. Многим сложно себе в этом признаться, а ему нет. Другой вопрос – что он не может в себе это преодолеть. Знаете, когда человек теряет любимого первенца, а потом любимую жену, которую отравили, и ему кажется, что вокруг заговоры, измена… А у него на плечах держава. И осознание этой миссии самодержца было во главе его существования. Если он молил Бога, то говорил: “Об одном молю – чтобы Господь не сделал за мои прегрешения рабства страны моей”. Вот такая у него основная молитва к Господу, не о здравии своем собственном. Я даже не претендую на то, чтобы сотворить Иоанна Васильевича. Но, может быть, хоть на какую-то йоту приближусь к пониманию, что его мучило, к масштабу этой личности».
Александр Яценко: «Это у меня уже второй царь, я ведь уже играл Петра III в “Екатерине”. Только тот был веселый, а этот грустный и грозный. Постепенно в фильме я плавно превращаюсь в Сергея Васильевича Маковецкого, а вот у него уже из пальцев молнии летают. Мне не страшен Иван IV, он мне симпатичен. Мне кажется, вообще нелегко какой-то властью обладать. Это, наверное, самое тяжелое, что может быть. Я, может быть, хотел бы сняться в фильме, где сыграл абсолютно счастливого монарха, который был бы при власти, и народ был бы довольным, и он сам жил бы в любви и счастье. Но такое невозможно. Поэтому у нас все по-настоящему: власть – тяжелая ноша».
Татьяна Лялина: «Мы с режиссером решили уйти от образа жертвы и невинной овечки и сделать Анастасию более сложной. Я читала много литературы перед съемками. Решила, что нужно все прочесть, а потом обо всем забыть, взять за основу сценарий и уже выстраивать свою историю. Для меня это, в первую очередь, художественное произведение, а не учебник по истории. Наша задача – показать, что все исторические лица были живыми людьми с реальными проблемами. С Анастасией Грозный познакомился еще в детстве, а через годы, когда пришло время найти себе невесту, он выбрал ее. Конечно, это история большой любви, которую у них отняли, и неизвестно, как сложилась бы история страны, если бы не смерть Анастасии. Это действительно была трагедия для Грозного, и на протяжении всего сценария Грозный в лице Сергея Васильевича Маковецкого всегда возвращается мыслями к своей Насте».
Игорь Миркурбанов: «Мы все в этой картине существуем в каком-то режиме подлинности и правды – правды времени, не музейной мертвой правды, а правды невероятно живой и очень энергетически насыщенной. Я, признаюсь, давно не встречал в своей профессиональной жизни такого истинно честного отношения, которым движимы все участники этого нелегкого процесса. Это заряжает, вдохновляет и вселяет надежду в наше кино. Потому что случаются, конечно, и другие примеры, о которых не хочется говорить. Но я в течение огромного количества времени приезжал на смену с какой-то невероятной радостью и бесконечной благодарностью ко всем, кто меня окружал, потому что это качественное отношение к работе – оно во всем, и оно заряжает. Вы посмотрите, как в фильме все расписано, как все подробно сделано, с какой любовью. В такой обстановке трудно позволить себе халтурить, быть фальшивым».
Константин Крюков: «При подготовке к съемкам я перечитывал фантастическую по содержанию и форме переписку Грозного с Курбским, которую они вели после того, как Курбский сбежал в княжество Литовское. И это очень интересное чтение! Всем советую. Эти письма – очень неравнодушные. Грозный пишет значительно больше по объему, очень красочно. Мой Курбский существует рядом с ним в той части жизни, когда царь еще идет к тому, чтобы стать Грозным. Я думаю, что, наверное, людей всё вокруг оправдывает, потому что нет таких, которые с утра просыпаются и думают: “Да, я ужасный, я плохой”. Все в плену своих обстоятельств, а у Грозного обстоятельств было более чем достаточно. Относиться как к историческому можно только к документальному кино. А любое художественное кино говорит о времени в целом, в том числе с большими отсылками к современности, потому что в любую эпоху есть правители, есть их друзья, и есть люди с их эмоциями. Поэтому все это отчасти и про нас сегодняшних».
Никита Панфилов: «Сниматься в таком проекте – просто сказка. Все досконально делается, очень долго, кропотливо. На мой взгляд, очень качественно. Я изучил свои эпизоды в сценарии и, в принципе, дальше уже мог не читать. Но я до такой степени погрузился, что просто прочитал все до конца. Это было до такой степени увлекательно, что я иной раз забывал, что читаю сценарий – а это редкость. В делах Грозного, конечно, есть плюсы. Но есть и перегиб из-за мести. Человек сломался и стал чудовищем. Все начиналось очень правильно, а потом человек просто загнал сам себя и всех остальных. Но… если не было бы перегиба, тогда не интересно было бы снимать и смотреть».
Генеральный спонсор проекта — банк ВТБ.