«...Да в том же граде Азове по прежнему нашей православной хриситанской вере греческого языка престол божий, а стоит церковь и доныне святого и славного пророка и предтеча крестителя господня Иванна».
Г. Б. Арутюнов, написавший статью «Православные храмы Азова», сделал благородное дело.
Так вот, из его статьи:
«Памятный знак в виде камня установлен в глубине сквера «Юность». На накладной доске надпись: «Этот памятный камень установлен 17 ноября 2000 г. на месте разрушенной в 30-е годы XX века кладбищенской церкви усекновения главы Иоанна Предтечи» .
В тексте статьи говорится и о предполагаемой дате основания этого храма - 1529 год, и также «...есть мнение, что храм был построен греками до турецкого завоевания в 1471 году генуэзской фактории Таны-Азака».
Земляки-азовцы, вспомним исторический факт, что ещё в древности в районе Азова находились греческие колонии, далее этими поселениями по очереди владели сарматы, гуны, хазары.
Не обойдём молчанием и факт, что конце X века Азов принадлежал киевскому великому князю Владимиру, который отдал его вместе с Тмутараканью в удел своему сыну Мстиславу.
Забегая вперёд, скажу , что в своей отписке царю Всея Руси Михаилу Фёдоровичу, после взятия Азова казаки писали: «...Да в том же граде Азове по прежнему нашей православной хриситанской вере греческого языка престол божий, а стоит церковь и доныне святого и славного пророка и предтеча крестителя господня Иванна».
Во времена великого князя Владимира Азов не мог быть без церкви, так что говоря: «... стоит церковь и доныне святого и славного пророка и предтеча крестителя господня Иванна», донесение (отписка) казаков царю – не пустой звук!
Так и хочется напомнить, что в правление Екатерины Великой «Принцесса Азовская», она же «Княжна Тараканова» утверждала, что она по праву наследования по линии родства с Великим князем Владимиром владеет Азовом. Не могу того утверждать, но ... не исключена возможность.
И разве не интересен факт, что затем Азов был захвачен печенегами, и лишь в XIII веке перешёл к генуэзцам и венецианцам? И что генуэзский город Тана, укреплённый каменными стенами, существовал рядом и одновременно с татарским торговым городом Азаком.
Так что «Тана» и «Азак» - не одно и то же.
Почему бы не вспомнить азовчанам, что в 1395 году Азов был разрушен Тамерланом, а затем лишь подпал под власть Османской (турецкой) империи, и в конце XVII века сделался важным стратегическим пунктом турецко - татарской экспансии на «укрАины» Московского государства?
Не будет лишним напомнить, что ещё в отписке казаков Ивану Грозному об азовском взятии говорится: «И оне, азовские люди, искони поругалися нашей истинной православной крестьянской вере, и за море отец и братию и сестёр наших продавали на каторги...».
Если уж на то пошло, почему мы, наследники донских и запорожских (королевских) казаков, не можем знать, почему древней святыней Азова (и вне азовских казаков) был Иван-Предтеча, а не Иисус из иудейского Назарета?
Почему бы нам не вспомнить, что Донские казаки считали Иван-Предтечу своим покровителем, и никак не Исуса из Назарета?
И что Иван-Предтеча был ближайшим предшественником и предвестником ПСЕВДОИСТОРИЧЕСКОГО основателя христианской религии Исуса из Иудеи?
Да, совершенно справедливо, Исус из Назарета именуется «Псевдооснователем христианской религии», так как известно, что: «Анахарсис, современник Солона, считавшийся, по словам Геродота, одним из мудрейших людей своего времени и ПРОИСХОДИВШИЙ ИЗ СКИФСКОГО ЦАРСКОГО РОДА, с берегов Понта, с низовьев Днепра (Бористена, или Борис-тана), для удовлетворения своей любознательности посетил Афины, изучая жизнь и религии народов. По возвращению на родину он стал проповедовать поклонение ЕДИНОМУ, НЕВЕДОМОМУ БЕССМЕРТНОМУ БОГУ и стал приносить ему бескровные жертвы (совершать мистерии), за что и был убит своим братом.
Немного поясню - Анахарсис родился около 605-545 годов до нашей эры, то есть, когда Исуса ещё и в проекте евреев-фарисеев, состряпавших беременность и роды у несчастной девы Марии и старичка-плотника не было. Исус народился около шестьсот лет спустя Анахарсиса, и быть основоположником христианской религии ну никак не мог.
Даже в еврейском «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона говорится, что Анахарсис – скиф, сын царя Гнура, брат царя Савлия и Кандуита. А разве мы, русские, не наследники СКИФИИ?
Так что почитание Ивана-Предтечи - славянина, а не Исуса из Иудеи - казаками имело под собой твёрдую почву.
И ещё - мы, азовчане, должны помнить, что самым верным источником нашей памяти служит историческая «Повесть о взятии Азова в 1637 году», автор которой, безусловно, был участником тех событий, будучи принадлежащим к казачьей войсковой канцелярии. А также «Повесть об азовском взятии и осадном сидении в 1637 и 1642 годах».
21 апреля 1637 года началась осада Азова казаками.
Напрашивается вопрос: «А что, осада турецкой крепости, самой укреплённой в техническом отношении, как и в живой силе, проводилась безымянными казаками?»
Справедливый вопрос.
Нет, мои дорогие, не безымянными, а забытыми потомками, у которых «отшибло память» по различным причинам и умышленном умалчивании или фальсификации исторических документов «историками», пишущими в угоду «сильных мира».
А «Повести» говорят нам о том, что начавшаяся осада 21 апреля закончилась тем, что 18 июня 1637 года казаки взорвали подкоп под крепость и устремились на приступ.
Первым «на то прорванное место атаман Михаиле Иванов во град вскочил, а за ним атаманы и казаки и всё великое Донское Войско государьския области и королевские земли запорожские казаки. А в другую сторону того же града Азова полковники и ясаулы и всё великое Донское Войско, и королевские казаки принесоша лестьницы, к стене градне приставиша и божиею милостьию с обеих сторон во град внидоша. И в том дыму друг друга не видеша, и бысть сеча великая, друг друга за руце хватаху и сечахуся, и ножами резахуся. И бысть от того часа и до вечера сеча великая и самопальное стреляние. И азовския поганския люди, видевше на себя божие побеждение, и побежаше через градную стену в степь. И их за городом до реки Кагальника конное донское войско сугнав, всех посекли вёрст на десять и больши. И всех в степи и во граде божиею помощию под мечь подклониша...».
И повествуется о том, что «Многим казакам во сне перед взятием города являлся «человек стар» и «жена светлообразна». Это были Иоанн-Креститель и сама богородица, торопившие казаков идти на приступ, поскольку «время приспело» в Азове «христианской вере быти».
...И очень существенный факт говорит о том, что «...Во взятии Азова в 1637 году принимал участие четырёхтысячный отряд запорожских казаков...», которые ушли с Днепра от жестоких притеснений со стороны польских панов. После взятия Азова часть запорожцев осталась жить в нём; они вместе с донскими казаками защищали город в 1641 году от нашествия огромной турецко-татарской армии. Запорожцы называются в повести «королевские казаки», так как они числились в подданстве польского короля...
Под предводительством походного атамана Михаила Ивановича Татаринова город был взят казаками и годовщину взятия казаками Азова следует помнить, как славу казаков в Российской истории.Г. Б. Арутюнов, написавший статью «Православные храмы Азова», сделал благородное дело.