Немного не в тему но....
В выходные рубились с батей в «Ни шагу назад!». Отец играл за вермахт, я превозмогал за Советский Союз. Начали с «Плана Барбаросса». Я чудом избежал внезапного разгрома в третьем раунде, удержал Москву и в итоге победил. Отцу для победы не хватило одного захваченного города. Все решило советское наступление по линии Севастополь – Днепропетровск, в ходе которого удалось отбить город на Днепре назад.
Игра впечатлила обоих, поэтому сразу решили продолжить полную кампанию. Провозившись зимой под Москвой и Ленинградом, батя дождался лета 42-ого года и развернул широкомасштабное наступление на юге СССР. На мою реплику о том, что в реальности немцы так и поступили в 42-м, батя лаконично заметил: «Что ж, вполне разумно». Цель была очевидна – захватить три ключевых советских гекса. Летом 42-ого Красной Армии приходится трудно. Вермахт снова получает маркеры блица и дополнительные карты в руку. К тому же степи юга СССР просто идеально подходят для применения танковых армий. Сначала пал Севастополь, потом – Сталинград, отбить назад его сразу не удалось, хотя попытки предпринимались. Я ждал зимы, чтобы получить маркеры удара и сдвиги в обороне, но не дождался: нефтяные промыслы Кавказа потерял в последний «летний» раунд и проиграл кампанию.
Следующий день начали со сценария «На Берлин!». Карты событий с инициативой СССР – просто мощь: «Штурмовики», «Катюши», «Танки Сталина». При этом эффект некоторых карт после 1944 года только усиливается. Когда разыгрывал все это богатство, у бати дергался глаз. В общем, несмотря на тотальное превосходство, взять Берлин до конца сценария не удалось. Не хватило одного хода. А все потому, что изначально расслабился, не имел четкого плана, понапрасну распылял силы и сумел прорвать линию фронта только на последнем ходу.
В завершение настольных выходных разыграли Курскую дугу. Тут я уже был полон решимости отыграться за два поражения подряд. В этом сценарии задача вермахта – не дать СССР набрать 22 очка. Поначалу отец вполне успешно оборонялся и держал фронт, но в один прекрасный момент неосмотрительно оставил небольшой разрыв между основными силами и южной группировкой войск, которая обороняла Ростов и Сталино. Тогда я внезапно (!) повернул две танковые армии на юг и захлопнул в «котел» три немецких армии. А потом укрепил капкан воронежским фронтом, который вовремя перебросил по железной дороге. На следующий ход я получил сразу 5 очков: три очка за сдавшиеся армии и еще два – за освобождение Сталино и Ростова. Но самое главное – во фронте образовалась дыра, которую отцу было просто нечем латать, потому что восстановление капитулировавших армий стоит дорого. В итоге – победа СССР. Самое забавное, что за освобожденные города я не набрал необходимые 22 очка, но все решил «котел» под Ростовом и три очка за сдавшиеся армии.
Переходим к общим моментам.
Правила простые, но в них очень много "исторических" нюансов. Так, например, есть правила, которые действуют всего один раунд, или правила на один раунд для одного конкретного подразделения. Удержать в голове все это довольно трудно, хотя авторы и попытались сделать максимально удобные подсказки в памятках и на шкале раундов. В общем, от игры с «полным фаршем» – с авиационной поддержкой, партизанами, укрепленными фронтами и «абтайлунгами» мы пока отказались. Тут бы все базовые правила запомнить для начала.
Отдельно хочется сказать про то, как правила написаны. А написаны они просто ужасно. Не знаю, кто намудрил: Гага или с первоисточником проблемы. Мало того, что в самом тексте куча каких-то нечетких формулировок, так и структурированы правила через одно место. Условно опишем это так: сначала вам рассказывают, чем молоток лучше пилы, и только через несколько пунктов объяснят, что такое «молоток» и что такое «пила», где их взять и как ими пользоваться. Примеры не информативны. Они либо слишком простые и очевидные и не объясняют сложных моментов, либо опять же иллюстрируют игровые ситуации, которые в правилах будут описаны сильно позже. Это здорово сбивает с толку. А примеры из книги сценариев вообще лучше не смотреть. Как выяснилось, они остались от предыдущей редакции правил и противоречат основной книге правил. Такие дела. О грустном закончим. Переходим к впечатлениям.
Впечатления от игры самые положительные. Игра отлично справляется с ролью симулятора Великой Отечественной. Механики не диктуют игрокам жестко, что делать, но некоторые штрихи в правилах как бы мягко подталкивают игроков повторять события 1941-45 годов. В правилах много исторических нюансов. Например, после захвата СССР румынских нефтяных промыслов в Плоешти, игрок за вермахт лишается румынских армий, а игрок за СССР – наоборот получает союзную фишку румын. Простое и гениальное решение – в «летние» раунды давать вермахту маркеры блица, а в «зимние» давать СССР маркеры удара – дает +100500 очков к историчности. Ведь по крайней мере до переломного лета 1943 года крупные наступательные операции вермахта проходили летом, а СССР – зимой. Примерно это мы и наблюдаем на игровом поле, отыгрывая полную кампанию.
Недавно писал заметку про мини-варгеймы от Victory Point Games: «Battle for Moscow», «Target: Leningrad» и т.д. «Ни шагу назад!» смотрится логичным продолжением идей, заложенных в них. Самое главное и выгодное отличие «Ни шагу назад!» – здесь есть, чем заняться в чужой ход. Во-первых, в ход противника можно и нужно разыгрывать карты, осложняя ему жизнь. Во-вторых, успех партии во многом зависит от того, как у тебя получается разыгрывать контрудары в ход противника.
В итоге мы имеем не перегруженный механиками и большим количеством фишек варгейм со средним порогом вхождения. Полагаю, если вы интересуетесь Второй Мировой и настолками – «Ни шагу назад!» для вас просто «маст хэв».
В заключение, пару слов про соло-режим. На мой взгляд он здесь абсолютно лишний. Соло «Ни шагу назад!» строится на том принципе, что игрок одинаково стремится к победе и за себя, и за своего условного противника. При этом автор вводит страховку в виде принудительной смены стороны на тот случай, если игрок все-таки подыгрывает сам себе. То есть как таковой автомы, которая по алгоритму выполняла бы атаки и захватывала города, в игре нет. Но есть какая-то «чайная церемония» с постоянной проверкой смены сторон и попытками вернуть свою сторону обратно. В общем, отыграв несколько ходов по соло-правилам, понял, что проще и интересней играть самому против себя по обычным правилам: удовольствие тоже, заморочек – меньше. Другое дело, что жетон Сталина и жетон «Директива фюрера» можно и нужно использовать и при игре вдвоем, что автор, кстати, и советует делать.