Найти в Дзене
Men Today

Бодибилдинг в СССР: краткая история подпольного спорта. 60-80-е годы

Оглавление

Рассказываем, как в России зарождалось и развивалось бодибилдерское движение. Оказывается, все началось еще в 1960-х, подробности — в авторском материале Александра Зайцева.

Первые качалки, то есть именно помещения для бодибилдинга, а не тяжелоатлетические секции, появились в Советском Союзе в начале 1960-х годов. История сохранила названия некоторых легендарных залов: «Антей», «Факел», «Всплеск».

Тяжелая атлетика и другие силовые виды спорта были в СССР в почете, а вот к бодибилдингу (который, впрочем, называли тогда даже не культуризмом, а атлетизмом) относились с недоверием. Идеальный советский гражданин виделся скорее в образе крепкого физкультурника, а накачанный человек, позирующий перед зеркалом или зрительным залом, считался кем-то вроде стиляги. Качков обвиняли в нарциссизме. Кстати, один из московских залов, собственно, так и назывался — «Нарцисс».

В 1968 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Атлетизм» — главное в советские времена пособие по бодибилдингу. Старые спортсмены до сих пор вспоминают ее теплым словом. Автором книги был журналист Григорий Тэнно, бывший морской офицер и узник сталинских лагерей (книга вышла через год после смерти автора). Солженицын с восхищением описал в «Архипелаге ГУЛАГ» этого человека и его многократные попытки бегства.

В журнале «Наука и жизнь» иногда публиковались советы для культуристов. Был журнал «Спортивная жизнь России», в котором печатались статьи популяризатора атлетизма Леонида Остапенко.

Если кто-то хотел приобщиться к западному опыту, он мог постараться купить нелегально привезенные журналы Muscle and Fitness. Как свидетельствует спортсмен Николай Ясиновский в своих воспоминаниях, один номер продавали за 75 рублей, то есть половину приличной месячной зарплаты. Это уже конец 1970-х. Книги и журналы давали друг другу почитать на одну ночь — прямо как Солженицына.

Официально «строительство тела» в Советском Союзе никогда не запрещалось, но гонения в том или ином виде случались не раз.

Начиналось, как правило, с публикации во влиятельной газете «Советский спорт» (или стоявшего за ним негласного распоряжения «сверху»). Появлялись статьи: кто, мол, это такие — культуристы? Качаются до одури, пьют водку, дерутся, всю стену плакатами с западными бодибилдерами увешали. Аморальные, чуждые элементы. Особенно на этом поприще старался журналист Дмитрий Иванов, сам бывший штангист. Разоблачив качков в конце 1970-х, в начале 1980-х он взялся за каратистов. Здесь он преуспел гораздо больше: за частное преподавание карате в итоге ввели уголовную ответственность. Качков такая участь миновала.

Тем не менее жилось не очень свободно: в газетах писали гадости, обыватели, естественно, верили печатному слову. Один из ветеранов движения вспоминает тренировки в начале 1970-х: они проходили в зале тяжелой атлетики. Тренер-тяжелоатлет грозился выгнать из зала тех, кто занимается культуризмом. Поэтому качались, когда тот уходил на перекур, а в его присутствии занимались тяжелой атлетикой.

С конца 1960-х в стране начали проводить любительские соревнования по атлетизму. В Прибалтике, где было немного попроще в идеологическом плане по сравнению с остальным СССР, сформировалась сильная школа бодибилдинга. Там с 1968 года проводился конкурс «Янтарный приз». Но даже его в 1970-х заморозили на шесть лет.

В первой половине 1980-х число качалок начало расти. Появилось и распространилось слово «качок». Сначала оно имело пренебрежительный оттенок, но потом ироничные атлеты сами стали его употреблять. Хотя некоторые до сих пор считают его оскорбительным.

Глагол «качаться» был взят еще раньше от английского to pump — как в документальном фильме про Шварценеггере «Качая железо» (Pumping Iron, 1977).

В 1987 году Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР официально признал атлетическую гимнастику (бодибилдинг). Была создана федерация этого вида спорта, первым президентом которой стал знаменитый тяжелоатлет, писатель и кумир Арнольда Шварценеггера Юрий Власов.

Продолжение — во второй части материала «Бодибилдинг в СССР: перестройка и начало 90-х».