Время застоя (период нахождения у власти Л.И. Брежнева и до избрания Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачева) вызывает самые сильные приступы ностальгии у наших сограждан. Именно его приводят в качестве примера социальной и экономической стабильности, благополучия людей, внешнеполитического влияния. Но именно это время было апогеем лицемерия и подлой лжи. Насколько же надо довести свой народ, чтобы отсутствие террора, репрессий и такое очень средненькое с точки зрения стандартов потребления благополучие объявлять лучшим временем в истории нашей страны. Теперь подробнее о том, почему мы считаем это время таким невыносимо подлым.
1. Масштаб лицемерия власти. Кто бы и что бы не говорил о предыдущих лидерах нашей страны, но они верили в идеи коммунизма и были лично очень скромны. Вспомните китель Сталина, резиденций у него было не в пример меньше современных лидеров. Потребление его тоже было весьма скромным. Не был замечен в роскоши и Хрущев. Зато Брежнев и другие лидеры жили по меркам современных миллионеров - и гараж дорогих машин (коих у Брежнева насчитывали от 50 до 300 примерно), и одежда, развлечения, драгоценности.
Вся эта советская бюрократия получала товары для себя через специальные распределители, но на собраниях призывала людей не стремится покупать импортное, развивать своё производство, строить социализм и выполнять план. В партию вступали не идейно, а чтобы сделать карьеру и получить все положенные при этом преференции. При этом продолжали говорить громкие и лживые слова с трибун, вызывая при этом последние всплески энтузиазма у молодых людей. Таким последним всплеском будет строительство БАМа.
Как бы не относиться к Сталину и Хрущеву, но они верили в то, что делали и говорили. И люди верили в идею коммунизма, поэтому были готовы где-то смириться с лишениями. В период Застоя в идею перестали верить сами вожди, в системе они видели лишь источник для своего благополучия, а вслед за ними и люди перестали верить. Но вожди продолжали пафосно врать с трибун.
Л.И.Брежнев на отдыхе
2. Точечные репрессии, которые проводились с особой изощренностью. Действительно - система лагерей была расформирована. Но людей, которые ложь властей пытались обличать, по-прежнему карали. Был придуман диагноз «вялотекущая шизофрения», такая болезнь, которую не принимало международное сообщество психиатров, но она позволяла изолировать человека в специальном учреждении и лечить его насильно сильными психотропными средствами. Этот диагноз ставили людям, которые выступали за права человека и против системы.
В этом есть какая-то особая цинично-извращенная логика, что нормальный человек просто не может выступать против чудесной советской действительности. Поэтому мы его будем лечить. Другим способом борьбы была высылка из страны. И в этом тоже какое-иезуитство – многие люди хотели уехать, но их не пускали, не было такой возможности и люди бежали как могли (уплывали на надувных матрасах, пробирались через лес, улетали на летательных приспособлениях, уходили по льду, просто бежали из редких заграничных поездок), причем это касается и простых людей и известных вроде Р. Нуриева и М. Барышникова, ну а тех, кто в силу рода занятий не хотел уезжать, наоборот высылали, как М. Ростроповича, Г. Вишневскую, И. Бродского. При этом подавляющее большинство читало самиздат и слушало вражеские голоса по радио. Кого-то ловили и показательно наказывали. Но остальные продолжали читать запрещенную литературу и ходить на партийные собрания слушать вождей. Или еще милый обычай – в каждом учреждении, студенческой группе, коллективе был свой стукач.
Судебный процесс над Ю. Даниэлем и Синявским
3. Очень скудные стандарты потребления, постоянный товарный дефицит – и все это на фоне помощи социалистическим странам ближнего и дальнего зарубежья, огромным вложениям в ВПК. Что-то невыносимо унизительное есть в том, что у людей отсутствовало нормальное нижнее белье, возможность сходить в хороший ресторан, необходимость унижаться и искать связи для того, чтобы приобрести качественные вещи иностранного происхождения или какой-нибудь заветный дефицит. Да даже за туалетной бумагой стояли очереди!
И все это не в годы лишений и потрясений, войн или стихийных бедствий, а в благополучные мирные годы, когда было много денег от экспорта восточно-сибирской нефти, а советская номенклатура могла себе позволить все, что угодно. А туалетной бумаги было не достать и в домашних туалетах лежали старые газеты.
4. Время 50-80 годов было временем повального пьянства, многочисленных абортов, домашнего насилия, в котором никто не видел проблемы («бьет значит любит»), тотального унижения человека в течение всей жизни – от школы до вахтерши в общежитии и продавщицы в магазине. Все это считалось нормой. Это было депрессивное время, когда людей спасали только бесшабашная молодость, которая всегда и везде где бы она не прошла вспоминается как самое светлое время и еще культура – мир книг и театра.
Могут возразить – а как же достижения развитого социализма? Бесплатная медицина, лучшее в мире высшее образование (тут спорный тезис на самом деле), пионерские лагеря, санатории и прочее. Да это все было. Не самого лучшего в мире качества, но было. Но это все это было и в других странах, где в ходе легальной политической борьбы социал-демократические партии сумели существенно реформировать социально-экономические системы государства. Без жертв, без тотального унижения обычного человека, без такой подлой и изощренной лжи.
В общем итог, личное мнение автора, ностальгировать по временам застоя могут только очень недалекие люди. В общем, «до свидания, наш ласковый мишка», не надо к нам больше возвращаться.