Мы не можем предсказать будущее. Даже после того, как что-то произошло, нам трудно понять,что этому способствовало. Вероятность случайности не только выше, чем мы думаем, но и меняется со временем
Например, после Второй мировой войны вероятность того, что мирный регион мира вступит в конфликт из-за идеологических разногласий была очень высокой. С 1971 года финансовые кризисы стали более вероятными из-за ранее несуществующего международного движения капитала. Влияние болезней, вы уже знаете это сейчас, усиливается в глобализованном мире.
Мне кажется, что шансы экстремальных событий увеличились с 2009 года, из-за политиков-популистов. Например, в восьмидесятые годы это был невообразимый Чинке Стелле в Италии, Трамп в Америке или Лопес Обрадор в Мексике. Безответственные, агрессивные, антисистемные лидеры, когда-то у них не было возможности для роста собственного влияния. Сегодня - есть.
- Влияние этих лидеров привело к повсеместному увеличению социальной поляризации и ухудшению возможностей управления. Это похоже на микроб, который изменяет организм, чтобы максимизировать свое размножение, при этом ослабляя иммунитет.
Болезнь либеральной демократии благоприятствовала расцвету авторитарных режимов, как реакции на собственную растущую слабость. Россия, Китай и Турция, например, используют слабость Европы и США, чтобы расширить свои зоны прямого влияния через мягкую силу. Для многих китайский авторитарный пример уже не так ненавистен, как двадцать лет назад, из-за убедительного экономического роста.
Медведев на распутье: Станислав Белковский о трудном выборе экс-Премьера
Сорок лет неолиберализма (1968-2008) создали наибольшее богатство в истории человечество, наибольшее сокращение бедности и наибольшее расширение демократии. Но болезнь заставляет нас отворачиваться от уроков предшествующей эпохи, сочинять утопии без тормозов, равняться на авторитарную безответственность, воображать вымышленные общества.
В ближайшие десять лет инфекция, похоже, не будет контролироваться. Лихорадка будет продолжать вызывать у нас галлюцинации и тягу к авторитаризму. Тут нечего сказать, кроме единственного пожелания. Защитите себя.
Источник: El Financiero (Мексика)