Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Почему Сталин так долго терпел Троцкого-эмигранта?

Лев Троцкий был одним из главных творцов Октябрьского переворота, с этим спорить бессмысленно. Обладая большими органи­заторскими способностями и ораторским даром, он сра­зу стал ближайшим соратни­ком Ленина и занимал вы­сокие посты в руководстве Советской республики. Встав во главе ее вооруженных сил в начале 1918 года, он органи­зовал Рабоче-крестьянскую Красную армию и руководил ею в течение Гражданской во­йны, обеспечив победу боль­шевистской власти. Да, беспощадно добиваясь дисциплины и выполнения приказов. Да, не жалея ни врагов, ни своих.

Но уже в 1923 году Троцкий возглавил левую оппозицию в партии большевиков, ярост­но критиковал Сталина и его сторонников за отступление от курса на мировую револю­цию и обвинял в бюрократи­зации партии и государствен­ного устройства.

«Группа поддержки» Ста­лина действовала жестко. В партийной печати троцки­стов именовали не иначе как двурушниками, врагами пар­тии и народа. Число сторонников Троцкого бы­стро сокращалось. Бывший военный вождь в мирное время потерял влияние на ре­альную жизнь страны. Его поддер­живали только революцион­ные романтики и небольшая группа бывших соратников по службе в Красной армии.

В 1928 году Троцкий, ис­ключенный из партии за ак­тивную критику власти, был выслан в Казахстан. Там он оказался в полной изоляции, его письма перехватывала партийная цензура, печатать­ся ему запретили. А в следующем году руководство страны приняло решение выдворить непри­миримого Троцкого с семьей из СССР в Турцию.

Изгнаннику позволили вывезти за кордон весь его архив, содержавший немало разоблачительного материа­ла. Используя его, Троцкий на­чал регулярно издавать «Бюл­летень оппозиции», в котором рассказывал о неблаговид­ных делах сталинского руко­водства, его жестокости и бес­принципности (хотя сам Лев Давидович во время Граж­данской войны пролил немало крови).

Он переезжал из одной страны в другую, пытаясь организо­вать коммунистов на борь­бу за мировую революцию и свержение Сталина. Даже задумал создать Четвертый интернационал в противовес сталинскому Коминтерну.

В СССР Троцкий стал символом врага СССР, развернулась насто­ящая травля так называемых троцкистов, которых осужда­ли, отправляли в лагеря и рас­стреливали. Хотя никто из них уже открыто не поддерживал опального Троцкого, а боль­шинство репрессированных не делали этого никогда. Само имя изгнанного организатора революции было проклято. Пропаганда бездоказательно приписывала ему предатель­ство социализма, попытки убить Ленина и других вож­дей, намерение восстановить в стране капиталистический строй и сотрудничество с фа­шистами. Массам вбивали в подсознание: Троцкий – это мерзость!

-2

А Троцкий гремел острой критикой! В своих многочисленных статьях и новых книгах не­утомимый оппозиционер на­зывал Сталина серой посред­ственностью, созданный им строй нежизнеспособным, а Красную армию бессильной. Может, это и есть ответ? Это было выгодно Ста­лину! На Западе создавалось впечатление, что Советский Союз не представляет особой опасности, если уж сам Троц­кий столь пренебрежительно его называет отсталой стра­ной. А он считался экспертом по советской России.

Но в сентябре 1939 года, через неделю после заклю­чения советско-германского пакта о ненападении, вдруг Германия нападает на Поль­шу. Начинается Вторая миро­вая война. А 17 сентября Крас­ная армия вступила в Польшу.

Троцкий понял, что недо­оценил Сталина. Теперь в его публикациях появились но­вые аргументы и выводы: «Без Сталина не было бы Гитлера... Гитлер готовится к войне. Удар против Запада в более или ме­нее близком будущем мог бы осуществиться лишь при ус­ловии военного союза между фашистской Германией и Ста­линым».

Уже 4 сентября 1939 года Троцкий пишет о том, что «Кремль питал нефтью и сырьём войну Гитлера против Европы». Он разъясняет, что для на­падения на Польшу Гитлеру были нужны дружественный нейтралитет Сталина и совет­ское стратегическое сырье. Но бывший военный вождь еще не знал о тайных допол­нительных протоколах к пак­ту Молотова-Риббентропа, согласно которым два дик­татора договорились о раз­деле зон влияния в Европе. Это стало очевидно в конце сентября, когда был заклю­чен новый договор о дружбе и границах между Союзом и Германией. А вскоре после­довали нападение Красной армии на Финляндию, поэтому в своих последних работах Троцкий разоблачает сотрудничество двух диктато­ров, коричневого и красного, и видит в нем угрозу мировой войны.

Тот самый ледоруб
Тот самый ледоруб

Вот теперь он стал опасен Сталину, и последовал не­медленный приказ об унич­тожении опального идеолога мировой революции. И Рамон Меркадер взял ледоруб.