Можно ли познать Господа?
Наш Бог таинственен и непостижим. Он одевается светом как ризою и творит бездну из пустоты, создаёт всё из ничего и создаёт прекрасно, в полном совершенстве и гармонии. Создаёт навеки, навсегда.
Он полон сокрытых тайн. «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим» (Втор.29:29).Нам принадлежит только то, что Господу угодно открывать нашему пытливому разуму. Открывать в природе и в Священном Писании – двух книгах, из которых только мы и можем познать Бога. Открывать настолько, насколько мы готовы правильно всё понять.
И здесь нам нужно главное – мудрость. Она состоит в том, чтобы правильно уразуметь Библию так, как она написана, сопоставляя духовное с духовным. Соединяя текст с текстом, потому что Слово Божие никогда самому себе не противоречит, когда открывает нам истину для нашего спасения.
Мудрость заключается еще и в том, чтобы признать существование некой тайны. Согласиться с тем, что сокрытое принадлежит только Богу. Мудрость – в смирении нашего «я».
Нам нужно смиренно признать: наш разум ограничен. Есть тайны, которые однажды будут нам раскрыты. Но есть и тайны, куда до конца мы не проникнем никогда. «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).
Бессмысленно отрицать существование тайн природы и мироздания. Можем ли мы сказать, что такое свет? «Свет имеет карпускулярно-волновую природу»,- учили нас в школе. Что это? Волны? Да. Материя в виде квантов? Да. Энергия в виде фотонов? Да. Получается триединая природа света, до конца неясная. Определенности по этому вопросу нет.
Что такое вещество? Из чего оно состоит? Можем ли мы ответить на этот вопрос? Да, мы знаем о таблице Менделеева, о молекулах, имеющих кристаллическую решетку. Из чего состоят молекулы? Из атомов. Атом? По Резерфорду из протонов и электронов. Протон? Из кварков. Из чего состоит кварк? Тайна. Мы не знаем.
А как мы представляем себе многомерное пространство-время? Непостижимо! Умом вникнуть мы не можем. Но зато беремся объяснять физиологию Бога. Вот туда-то точно нашим разумом никогда не проникнуть. «Сокрытое принадлежит Богу».
«Великая благочестия тайна».
Обратим внимание на слово «благочестие» ( с греческого «благоговение, почтение»). Будем же воистину благочестивыми и почтительными, чтобы с благоговением принимать таинственность нашего Господа. Не вторгаясь при этом плотским своим умом туда, куда вторгаться запрещено, и в то, чего нам никогда не постичь.
Когда Бог сказал Адаму: «Не вкушай от дерева познания добра и зла», - это означало то, что человеку никогда не следовало знать некую тайну. Есть тайны, к которым даже приближаться не следует. И одна из них – тайна Божьего триединства. Угодно будет Богу, – Он приоткроет завесу. Но Он всегда остаётся таинственным. У Него всегда будет тайна для нас.
Вас это огорчает? Но подумаем: у Господа всегда будет то, что Он сможет нам открыть. Ведь это прекрасно! С Ним никогда не будет скучно! Никогда не будет тягостно. И для этого нам нужно иметь главное – мудрость. «Приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум»(Прит.4:7).
В настоящее время в среде верующих мы слышим: «Иисус – это не Бог! Бог один – Отец. Святой Дух – это просто некая энергия Бога, некая сила, которой Бог действует во вселенной. Библия нигде не называет Святой Дух Богом!»
Так таки нигде? «Господь есть Дух» (2Кор.3:17). Это одно место Библии.
В другом месте засвидетельствовано то, как некто Анания лжет Духу Святому, и апостол Петр констатирует: «Ты солгал не человекам, а Богу»(Деян.5:4), прямо называя Духа Святого Богом.
А вот слова Иисуса: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24).
Дух – это личность или безликая сила? Почему некоторым людям так трудно признать Духа Святого Личностью?
Когда Бог Дух вселяется в человека, мы чувствуем любовь к людям. Мы ощущаем мир в сердце. Мы начинаем мыслить о горнем, о том, что чисто, что достославно, что полезно, что добродетель и похвала, что служит к назиданию во спасение.
Благодаря тому, что Дух Святой входит в нас созревает Его плод – «любовь, радость, мир, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Это личностные качества, которые передаёт нам Христос посредством Святого Духа.
И что это, как не качества Бога? Если не Его, то чьи? Наши собственные? Никак. Ибо нет человека праведного. Нет ни одного. Все согрешили. Все до одного негодны.
Что говорит Библия о личностных качествах Святого Духа?
Что Он носился над землею при сотворении, как бы охватывая бездну над пустотой (Быт.1:2). Дух наставляет, обличает, утешает, говорит, направляет, запрещает и разрешает. Дух любит до ревности. Он имеет волю и разум. Его можно оскорбить. Ему можно солгать и Его можно похулить. Именно Дух Святой ежеминутно воздействует на нашу совесть, наши чувства и наш разум, чтобы мы жили жизнью Иисуса Христа.
Как не видеть Личность во всех этих проявлениях? Здесь мудрость. И мудрые увидят.
Давайте посмотрим на ангелов. Они кто – личности или нет? Ангел – это личность? Есть в этом сомнения? Они приходят к людям в разных образах. Они приходили к Иисусу в пустыню искушений, в Гефсиманию и подкрепляли Его. Легионы ангелов готовы были по малейшему сигналу разогнать толпу истязателей и снять Господа с креста.
Треть ангелов не смогла устоять под ударами сатанинских искушений. А сам сатана, он кто – личность? Или безликая сила? Падший ангел, несомненно, личность.
И кто такие ангелы? «Не все ли они суть служебные духи» (Евр.1:14)?
Ангелы – это духи. И мы узнаём из Священного Писания, что эти духи – самодостаточные личности, существующие автономно, подобно нам с вами. Мы признаём их личностями.
Что же мешает нам теперь признать личностью Духа Святого? Почему это так трудно сделать? Что мешает? Только одно – отсутствие мудрости, сходящей свыше. Мы заменяем ее мудростью человеческой, которая в данном случае становится безумием: «Я не могу вместить триединство, значит его нет!»
Что даёт нам отрицание Личности Духа Святого? К чему мы в итоге придём? К прямому богохульству.
Снимая покров таинственности с Личности Духа Святого, надмеваясь над великой благочестия тайной плотским своим умом, мы тем самым уничтожаем наше благочестие. Итог – хула на Святого Духа (Мф.12:32).
Мы готовы и далее принижать достоинство Бога, низводя Его до безликой силы? Мы осмеливаемся и далее распинать Его, обнажая Его, снимая с Него покров таинственности? Неужели мы не видим при этом своего губительного, просто губительного безумия?
Вот почему Соломон написал: «Главное – мудрость».
Нам нужно остановиться в своем порыве объяснить Господа своим человеческим разумом. Остановиться и посмотреть на звезды. Кто сотворил их счетом? Кто распростер север над пустотой грандиозным величественным шатром? Разве у нас не захватывает дух от такого таинственного великолепия? От такой бездны богатства, которую наш ум не в состоянии охватить? Посмотрите и на лилии, как они цветут. Посмотрите на животных и насекомых. На трудолюбивых пчел и муравьев, снующих по своим делам стройно и гармонично. Понаблюдайте за ленивцем, проводящим свою жизнь на деревьях в созерцании окружающего мира. Разве возможно логикой объяснить все это?
Когда такие картины были показаны патриарху Иову, он в страхе и трепете воскликнул: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:2-6).
А что воскликнем мы? Можем ли принижать достоинство и статус Духа Святого? Мудрый человек несомненно признает Его Личностью, причем Личностью Божественной, самодостаточной, способной существовать как внутри Отца и Сына, так и вне Их. Потому что «Дух все проницает и глубины Божьи» (1Кор.2:10).
Всё Писание возвеличивает Святого Духа. Христос возвеличивает Его, говоря: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин.16:7).
Иисус обещал: «Се, Я с вами во все дни до скончания века». Сегодня Христос с нами? Да.
Почему? Только потому, что нам дан Дух Святой – Он, Заместитель Христа, пребывает с нами вовек.
Христос возвеличивает Духа Святого, а Дух Святой во всем Писании возвеличивает Христа. О Сыне человеческом в частности написано Духом : «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).
Мы никогда не сможем понять тайну воплощения. Это и не нужно понимать. Апостол Павел умолял римских христиан использовать свой разум, но до определенных пределов: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте более, нежели должно думать…» (Рим.12:3).
Нужно ли понимать Божьи чудеса? Каким образом Он усмирял бури? Откуда в Его руке взялись хлебы и рыбы? Как Он исцелял больных и воскрешал умерших? Разве для нас так важно знать физиологию чудес? Знать формулу бессмертия? Никак! Нам нужны отношения с Богом! Нам нужны качества Его характера и Его любовь к нам. Нам нужно доверие Ему.
Познание Бога заключается, прежде всего, в единстве с Ним, в согласии с Ним, в подчинении себя Ему. А всё остальное приложится, как приложились богатство, честь и слава царю Соломону, когда он просил сердце мудрое. Мудрое сердце – вот, что для нас главное. «Главное – мудрость».
Арианство, отрицающее Троицу, заявляет: «Христос не Бог. Он не может быть Им, потому что Бог един».
Когда Бог представляется нашему уму одной Личностью, нам это понятно. Нет никакой тайны, все ясно как день. Но когда приходит Христос и говорит: «Это Я есмь» (Ин.4:26), то здесь мы уже в логическом ступоре: «Как это может быть? Бог один, а Иисус говорит, что это Он и есть. Здесь что-то не так». И мы начинаем изворотливым нашим умом пытаться это объяснить: «А! Так Иисус это Сын Бога, не Сам Бог! Сын – это, наверное, бог рангом пониже, ведь богов разных много! Вот и ответ! Вот и разгадка!» Казалось бы все в порядке, никакой тайны.
Но при этом возникает проблема со Священным Писанием, ведь Слово Божье как вбитые гвозди – они просто распинают наш греховный разум. «В начале было Слово и Слово было Бог». Всё! Точка. Бог – это Христос.
Как это объяснить? Никак. Человекам это невозможно. «Можешь ли исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов.11:7). Можешь ли объяснить, каким образом Бог явился во плоти? Можешь ли законами физики объяснить Его вознесение во славе? Нет? Тогда почему осмеливаешься отрицать Божественность Христа и Святого Духа? Кто ты, человек, что судишь Бога? Может ли глиняный горшок объяснить природу горшечника? «Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"? (Ис.29:16).
Бог непознаваем! Бессмысленно спрашивать, из какого материала Он состоит, по каким законам существует и откуда произошел. Эти вопросы абсолютно бессмысленны.
В математике есть правила деления чисел. Число может делиться на число целое, дробное, иррациональное, отрицательное. Но можно ли разделить число на ноль? Вы пробовали когда-нибудь? Нет? А почему? Потому что это выходит за пределы математики: на ноль делить нельзя. Это бессмыслица. Нельзя и всё!
Отрицать Личность Святого Духа, Его Божественность и Божественность Христа, отрицать Божье триединство вопреки ясным утверждениям Библии невозможно. Объяснять природу Божества - это все равно, что делить число на ноль. Это навсегда сокрыто от нас и принадлежит только Господу, только Ему одному и более никому.
Но то, что нам нужно знать Бог с удовольствием открывает. И этих открытий бесконечное множество. Так же бесконечно, как бесконечен Творец всех этих тайн.
«О, бездна богатства и премудрости и ведения!»(Рим.11:33). Как это восхитительно! Как прекрасно! Как это интересно – жить во Христе с Богом Отцом и Сыном и Святым Духом! Это захватывающее состояние, и все мы с нетерпением ждём Второго пришествия Христа именно поэтому.
«Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим.3:16). Здесь сокрыта тайна не только природы Божества. Здесь сокрыта и тайна нашего спасения. Насколько эта тайна открыта нам? В нее желают проникнуть служебные духи, ангелы (1Петр.1:10-12). «А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии»(1Кор.2:10).
Что же нам открыто такое, во что желают проникнуть ангелы? Что знаем мы и чего ангелам никогда не узнать?
То, какова сила страдания в греховной человеческой плоти.
Нам дано познать, каково это жить в скорбях и болезнях, каково это жить под страхом смерти и каково это лишаться жизни.
Нам дано познать, каково это вести великую борьбу с грехом, с соблазнами, с эгоизмом и вожделениями. Каково ощущать себя бедным человеком, который доброго, чего хочет, не делает, а злое, чего не хочет, делает. И кто избавит нас от сего тела смерти? Нам открыто это: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим.7:25).
Спаситель и Господь наш Иисус Христос пришел ради нас во плоти и избавил нас от смерти за грехи.
Нам открыто самое главное, - как мы можем избавиться от греха, через плоть и кровь Иисуса Христа, на себе познать превращение плотского человека в человека духовного. Мы можем проникнуть вглубь этой тайны, проникнуться ею, ощутить ее и даже выстрадать ее, в подобие тому, как выстрадал глубину этой тайны наш Спаситель. «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (Евр.5:7).
Христос прошел наш путь. Бог во плоти перенес все мыслимые и немыслимые страдания, чтобы понимать нас, испытать то, что испытываем мы. И это было подвластно только Богу. Он должен был только Сам испытать это, пережить это, выстрадать это. Потому и сказано, что Он «топтал точило один» (Ис.63:3). Великая благочестия тайна!
Пусть Господь поможет нам вникнуть в нее. Но вникнуть настолько, насколько это угодно Господу.
Будем проявлять и терпение, и смирение, и любовь к Тому, кто наделяет нас истинной мудростью для познания Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.