Он прав – рассказываем, почему
Автор: Сурен Аванесьян
Обоих хейтили и оба меняли образы.
Больше интересных статей читайте тут.
13-го ноября Моргенштерн доказал Дудю, что фит с Lil Pump существует. Артист дропнул «WATAFUK?!», первая же строчка которого способна убить фанатов западного хип-хопа:
Watafuk?! Bitch, я молодой Тупак
Вы удивитесь, но это сравнение оправдано не только юмором.
При жизни Тупак постоянно бился с цензурой и ограничениями. Его треки не нравились политикам, а концерты отменялись из-за буйных фанатов. Чарльз Оглетри, один из адвокатов артиста, признавал: «Люди в органах не просто не любили Тупака, они его презирали. Шакур не только привлекал людей, у которых были проблемы с полицией. Он с ними общался».
При этом рэпера не поддерживали и в гетто. Бандитская среда не видела в Тупаке трушности: его агрессивные треки шли вразрез с мирным поведением.
Артиста это злило. К 1990-му году он оказался в Лос-Анджелесе. По словам Шакура, до переезда у него не было «ни ножа, ни даже острых ногтей». Но в ЭлЭй он обзавелся пушкой и абонементом в тир – вместе с абонементами в качалку и к тату-мастеру. Ровно так же Моргенштерн обрастает элементами желаемого образа: например, пейнтбол-пушками, которыми отстреливается от фанатья.
В 1993-м жизнь Тупака складывалась из постоянных обвинений. От драки с таксистом до избиений рэперов, Шакур доказывал единодушие с гетто самыми яркими способами. «Общество будто проверяло его», – объяснял друг и менеджер артиста, Мэн Мэн. «Пак верил, что должен доказать свою жесткость».
Эти две эмоции – нелюбовь социальной верхушки и хейт гетто – помещали Шакура в эпицентр общественного раскола. С одной стороны, он должен был угождать фанатам, которые жаждали правдивости и жесткости. С другой, Тупака топили критики и власти, которые не принимали его треки за творчество.
Но этот раскол никак не влиял на продажи. Чем чаще Шакур посылал закон на три буквы, тем больше репутации он зарабатывал на улицах и тем лучше тиражировалась его музыка. Так, в 1995-м году его приговорили к 4,5 годам в тюрьме за изнасилование. Альбом «Me Against The World», который вышел во время срока, разошелся более чем тремя миллионами копий.
Хайп Моргенштерна работает так же. Дело не в тюрьме, а в необычных методах. Три миллиона продаж – гигантские цифры для заключенного. Миллионы прослушиваний – откровение для человека, который сочиняет треки «СЪЕЛ ДЕДА» и «ПОСОСИ».
Криминальной историей Тупак придал свежий смысл слову «thug». В английском языке оно означает жестоких преступников, которые увлекаются грабежом, насилием и продажей наркотиков. Тупак сделал из слова «thug» аббревиатуру и расшифровал ее как «the hate u give». «Thug» по Тупаку – это человек, который борется с ежедневными трудностями, а не просто крадет и убивает.
Шакур настолько погрузился в этот концепт, что даже набил «thug life» на животе. Только сам он был преступником от мира музыки.
Менеджер Тупака, Ватани Тьехимба, объяснял татуировку артиста так: «Он метался между двумя мирами. Будучи черными, мы понимали, что не добьемся успеха, пока не выйдем на огромные продажи».
Аналогично мечется и Моргенштерн: от стеба над другими рэперами к работе в их манере. Тупак не был настоящим гангстером: Funkmaster Flex вспоминал, что Шакур не владел оружием и однажды прострелил себе ногу. Алишер не готов окончательно послать индустрию, потому что фиты с Тимати по-прежнему приносят деньги.
Коммерческий успех Тупака свел жителей гетто с белыми миллионерами, которые не слишком разбирались в хип-хопе. Музыка Моргенштерна привела в рэп рейверов и клубных постояльцев. В этом смысле их творчество расширило индустрию.
Шакур свой успех смаковал. С 1994-го года с Тупаком постоянно работал фотограф. В 2017-м он написал колонку для The Guardian. В ней мастер снимков и пленки отметил, как сильно Пак любил сверкать средним пальцем в кадре и какую коллекцию пушек хранил дома. Однажды самолюбования Шакура хватило на 6-часовую фотосессию. Моргенштерн вряд ли закупился огнестрелом, но факи в камеру тоже полюбил.
Еще Тупак любил съездить на показ мод: например, в Милан к Джанни Версаче. Алишер тоже падок на бренды. Достаточно вспомнить его лук на «Что было дальше?».
Но под целыми слоями образов Тупака – эгоиста, гангстера, модника или борца за справедливость – скрывалась личность, которой свойственны типичные людские эмоции.
Это вскрылось в тюрьме. Нина Бадрешуор, журналистка одного из британских СМИ, рассказывала, как переписывалась с Тупаком во время его срока. Тон писем Шакура двигался по естественному кругу, от депрессии и злости до принятия и даже вдохновения.
В 1995-м Нина и Тупак встретились лично. Артист крепко обнял и поблагодарил журналистку. А позднее рассказал, что на сленге Лос-Анджелеса ее имя означает 9-мм пистолет.
Конечно, Моргенштерн вряд ли открыт к таким сантиментам (хоть и встречается с девушкой юношества). Он не страдает от несправедливости мира и не увлекается пушками. Но сама смена образов, за которой стоит общественный негатив, напоминает концепт Тупака.
Моргенштерн двинул от презрения рэперов в ютуб-блоге к их копированию ради славы. Тупак превращался из гангстера в борца за расовую справедливость. В обоих случаях это вело к гигантским продажам и горам денег.
Именно поэтому сравнение Моргенштерна с Тупаком имеет основание. Хотя, сам Алишер вкинул его ради мема.