Найти в Дзене

Автомобили, советские авто, техника, путешествия на машине по России, туризм, дороги, море, отдых, фото, видео... О новинках авт

 СССР автомобиль «Запорожец» пользовался популярностью в значительной степени за счёт относительной дешевизны (на середину 1970-х — около 3-3,5 тысяч советских рублей; в то же время «Москвичи» и разные модели «Жигулей» стоили от 5 до 7,5 тыс. рублей) и наличия целого ряда модификаций с измененными для инвалидов механизмами управления. Такие версии в разговорной речи часто называли «инвалидками» и распространялись (иногда с частичной или полной оплатой) через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий. Кроме того, «Запорожцы» отличались хорошей проходимостью за счёт большого дорожного просвета, гладкого, ровного днища и повышенной нагрузки на ведущую ось. 
Необычная по советским меркам конструкция автомобиля нередко вызывала неодобрительное отношение автолюбителей и послужила поводом для появления многочисленных шуток и анекдотов. Однако справедливости ради следует отметить, что в конце пятидесятых и первой половине шестидесятых годов — период, на который пришлась разработка обоих поколений «Запорожцев» — заднемоторная компоновка находилась на пике своей популярности по всему миру, автомобили с двигателем сзади пытались производить даже в США (Chevrolet Corvair), не говоря уже о Европе, где в то время доминировали такие массовые модели, как Фольксваген Жук, Fiat 500 и Fiat 600 или Renault Dauphine и Renault 8.

Распространённость двухдверных кузовов в те годы также была намного большей, чем в наши дни. На самом деле характерная для СССР ситуация, когда за исключением «Запорожца» по сути все автомобили имели 4-5 дверей, была для того времени едва ли не уникальной. В Северной Америке до конца семидесятых годов вообще больше половины выпускавшихся машин имели двухдверные кузова; в Европе их популярность была меньшей, но всё же в классах «Запорожца», да даже и «Москвича», основная масса продаж приходилась именно на двухдверки, до самого массового распространения в начале-середине семидесятых годов трёхдверных хетчбэков вроде Volkswagen Golf, Volkswagen Polo, Fiat 127 и аналогичных, которые впоследствии успешно заняли место аналогичных «Запорожцу» двухдверных седанов в производственной гамме западноевропейских автостроительных фирм.

Конвейерная судьба «Запорожца» не отличается от судьбы большей части восточноевропейских моделей автомобилей. Если первое поколение (модель ЗАЗ-965) было вполне современным на момент освоения в производстве, и даже снято с конвейера ранее своего итальянского прототипа, то второе (ЗАЗ-966/ 968) уже было вторично по отношению к первому в техническом плане, и, в условиях роста кризисных явлений и последовавшей постепенной стагнации экономики СССР на протяжении 1970-х и 1980-х годов, выпускалось в течение десятилетий без существенных модернизаций, так что уже к концу шестидесятых — началу семидесятых годов было по основным показателям явно ниже среднего уровня европейских «одноклассников», что усугублялось массовым переходом зарубежных производителей в этом классе к переднему приводу, дававшему скачкообразный рост всего комплекса потребительских качеств в сравнении со старыми заднемоторными и построенными по «классической» схеме моделями.

В семидесятые и восьмидесятые годы же, на фоне повсеместного отказа от заднемоторной схемы, бывшей в своё время — пятидесятые и большую часть шестидесятых годов — доминирующей на европейских микролитражных автомобилях, а также вообще быстрого развития дизайна и технологий, «Запорожец» окончательно устарел и уже не пользовался большим спросом даже на внутреннем рынке, несмотря на относительно низкую розничную стоимость, постепенно переходя в узкую нишу специализированных автомобилей для инвалидов с ограниченными возможностями к передвижению.

После распада СССР, в условиях общего экономического кризиса и потери заказов от российских органов собеса (по некоторым данным[источник не указан 275 дней] — до 50 % от объёма производства в восьмидесятые годы), ЗАЗ в 1994 году прекратил выпуск «Запорожцев».
СССР автомобиль «Запорожец» пользовался популярностью в значительной степени за счёт относительной дешевизны (на середину 1970-х — около 3-3,5 тысяч советских рублей; в то же время «Москвичи» и разные модели «Жигулей» стоили от 5 до 7,5 тыс. рублей) и наличия целого ряда модификаций с измененными для инвалидов механизмами управления. Такие версии в разговорной речи часто называли «инвалидками» и распространялись (иногда с частичной или полной оплатой) через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий. Кроме того, «Запорожцы» отличались хорошей проходимостью за счёт большого дорожного просвета, гладкого, ровного днища и повышенной нагрузки на ведущую ось. Необычная по советским меркам конструкция автомобиля нередко вызывала неодобрительное отношение автолюбителей и послужила поводом для появления многочисленных шуток и анекдотов. Однако справедливости ради следует отметить, что в конце пятидесятых и первой половине шестидесятых годов — период, на который пришлась разработка обоих поколений «Запорожцев» — заднемоторная компоновка находилась на пике своей популярности по всему миру, автомобили с двигателем сзади пытались производить даже в США (Chevrolet Corvair), не говоря уже о Европе, где в то время доминировали такие массовые модели, как Фольксваген Жук, Fiat 500 и Fiat 600 или Renault Dauphine и Renault 8. Распространённость двухдверных кузовов в те годы также была намного большей, чем в наши дни. На самом деле характерная для СССР ситуация, когда за исключением «Запорожца» по сути все автомобили имели 4-5 дверей, была для того времени едва ли не уникальной. В Северной Америке до конца семидесятых годов вообще больше половины выпускавшихся машин имели двухдверные кузова; в Европе их популярность была меньшей, но всё же в классах «Запорожца», да даже и «Москвича», основная масса продаж приходилась именно на двухдверки, до самого массового распространения в начале-середине семидесятых годов трёхдверных хетчбэков вроде Volkswagen Golf, Volkswagen Polo, Fiat 127 и аналогичных, которые впоследствии успешно заняли место аналогичных «Запорожцу» двухдверных седанов в производственной гамме западноевропейских автостроительных фирм. Конвейерная судьба «Запорожца» не отличается от судьбы большей части восточноевропейских моделей автомобилей. Если первое поколение (модель ЗАЗ-965) было вполне современным на момент освоения в производстве, и даже снято с конвейера ранее своего итальянского прототипа, то второе (ЗАЗ-966/ 968) уже было вторично по отношению к первому в техническом плане, и, в условиях роста кризисных явлений и последовавшей постепенной стагнации экономики СССР на протяжении 1970-х и 1980-х годов, выпускалось в течение десятилетий без существенных модернизаций, так что уже к концу шестидесятых — началу семидесятых годов было по основным показателям явно ниже среднего уровня европейских «одноклассников», что усугублялось массовым переходом зарубежных производителей в этом классе к переднему приводу, дававшему скачкообразный рост всего комплекса потребительских качеств в сравнении со старыми заднемоторными и построенными по «классической» схеме моделями. В семидесятые и восьмидесятые годы же, на фоне повсеместного отказа от заднемоторной схемы, бывшей в своё время — пятидесятые и большую часть шестидесятых годов — доминирующей на европейских микролитражных автомобилях, а также вообще быстрого развития дизайна и технологий, «Запорожец» окончательно устарел и уже не пользовался большим спросом даже на внутреннем рынке, несмотря на относительно низкую розничную стоимость, постепенно переходя в узкую нишу специализированных автомобилей для инвалидов с ограниченными возможностями к передвижению. После распада СССР, в условиях общего экономического кризиса и потери заказов от российских органов собеса (по некоторым данным[источник не указан 275 дней] — до 50 % от объёма производства в восьмидесятые годы), ЗАЗ в 1994 году прекратил выпуск «Запорожцев».

-2

ЗАЗ-968 в разрезе.

Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 по 1974 год, причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 28-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-966 было готово лишь на следующий год.

ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968. Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов.

Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ или 1,2 л. и мощностью 28, 41( Основная масса машин), 45 или 50 л.с.

От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь,— больше пластика. «Уши» на боковинах кузова исчезли, так как была радикально изменена система охлаждения, — что практически окончательно избавило автомобиль от проблем с перегревом при штатной эксплуатации, но добавило новые — с герметичностью воздуховода и засорением его коробки.Эта версия «Запорожца» является наиболее массовой.

Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями. «968-я» модель была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.

-3

Размер при предпросмотре: 800 × 536 пикселей. Другие разрешения: 320 × 214 пикселей | 640 × 429 пикселей | 1024 × 686 пикселей | 1280 × 857 пикселей | 2208 × 1479 пикселей.

Исходный файл (2208 × 1479 пикселей, размер файла: 421 Кб, MIME-тип: image/jpeg)

Описание

Deutsch: Saporoschez ZAZ-968 (Frontansicht)

English: Zaporozhets ZAZ-968 (front view)

Русский: Запорожец ЗАЗ-968

Дата 26 июля 2005 Источник photo taken by burts Автор burts Права
(
Повторное использование этого файла) uploaded under GFDL Другие версии ZAZ-968 heck.jpg (back view) Разрешается копировать, распространять и/или изменять этот документ в соответствии с условиями GNU Free Documentation License версии 1.2 или более поздней, опубликованной Фондом свободного программного обеспечения, без неизменяемых разделов, без текстов, помещаемых на первой и последней обложке. Копия лицензии включена в раздел, озаглавленный GNU Free Documentation License.

Данный файл используется в следующих вики: