Найти тему
Бинокль"

"60% психически здоровых людей склонны к насилию". Брестский психолог рассказал, откуда берется агрессия и как ей противостоять

Оглавление

Около 60% психически здоровых людей могут причинить боль другому человеку, если их об этом кто-то попросит. Эти цифры взяты из психологических исследований, которые проводили в странах по всему миру. Здоровые люди под воздействием внешних обстоятельств могут проявить насилие и дойти в нём до «победного» конца. Почему? Разбираемся с кандидатом психологических наук Игорем Павловым.

Вы серьёзно? Как психически здоровый человек может это сделать?

У психологов есть два глобальных подхода на то, откуда берётся агрессия. Одна точка зрения говорит, что человек рождается со склонностью к насилию, вторая апеллирует к тому, что всё намного сложнее: агрессорами не рождаются, ими становятся.

В 1963 году американский психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета провёл эксперимент, главным вопросом которого был «Сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности?».

Иллюстративное фото. Брест, 10 августа.
Иллюстративное фото. Брест, 10 августа.

Участников набирали из обычных граждан, дав объявление в газету. Людям предлагали 4 доллара за час-два времени. Никаких расписок они не подписывали, предварительное исследование показало, что все участники психологически здоровы. Людям эксперимент представили как исследование влияния наказания болью на память и обучаемость.

Эксперимент сводился к следующему: «учитель» должен был задавать вопросы «ученику». Роли выбирали по жребию (на самом деле нет, но об этом позже). За каждый неправильный ответ «учитель» должен был нажимать кнопку и подавать небольшой разряд тока, который бил «ученика». Это было наказанием за неправильный ответ.

На «учительском» столе был расположен генератор тока с рядами кнопок (4 в ряду). Каждая кнопка была подписана в зависимости от силы удара тока (от 15 до 450 вольт). Сами разряды делились на слабый, умеренный, сильный, очень сильный, мощный, очень мощный, опасное тяжёлое поражение и последняя кнопка — XXX, символизирующая смертельный разряд.

Иллюстративное фото. Брест, 10 августа.
Иллюстративное фото. Брест, 10 августа.

Каждый раз, когда «ученик» ошибался, «учитель» должен был увеличивать разряд тока. На 75 вольт «ученик» начинал издавать хрипы, на 270 — неистовый вопль, после 300 — отказывался отвечать. Отказ расценивался как ошибка, и «учитель» должен был продолжать.

В кабинете с «учителем» сидел экспериментатор, который видел душевные и моральные муки участника эксперимента. Он сухо повторял одни и те же фразы: «пожалуйста, продолжайте», «у вас нет выбора», а когда «учитель» спрашивал, кто возьмёт на себя ответственность за «ученика», экспериментатор отвечал, что вся ответственность на нём. 62% участников эксперимента дошли до конца.

Не может быть! Это подвох.

Не вы одни так подумали. После того как опубликовали результаты эксперимента, общество было шокировано. Не верили результату и другие психологи: перед экспериментом Стэнли Милгрэм опросил коллег и студентов, где попросил угадать, сколько испытуемых дойдёт до конца. Те ответили, что не более одного-двух процентов.

Иллюстративное фото. Брест, 20 сентября.
Иллюстративное фото. Брест, 20 сентября.

Одной из главных претензий было то, что испытуемые доверились авторитету Йельского университета. Это не сработало: Стэнли Милгрэм повторил эксперимент, снял отдельное помещение в городе Бриджпорт и убрал упоминания Йельского университета. Результаты повторились.

Люди действительно били друг друга током?

Нет, конечно. Генератор тока — муляж, а «ученик» — нанятый актёр. Более того, все участники эксперимента в любой момент могли от него отказаться. Они не подписывали никаких бумаг, у них не было обязательств перед экспериментатором.

В своём эксперименте Стэнли Милгрэм хотел понять, как обычные мирные граждане могут уничтожать других людей (как это было в нацистской Германии) и может ли пример Германии повториться в США. Милгрэма критиковали, что он, якобы, понабирал садистов, но нет, это были обычные здоровые люди.

Иллюстративное фото. Брест, 20 сентября.
Иллюстративное фото. Брест, 20 сентября.

Похожее исследование провели в реальных условиях в одной из клиник. Медсёстрам звонил врач и просил сделать больным укол. Доза, которую он называл, превышала норму в два раза. Больше 60% медсестёр, понимая, что доза сильно превышена, не оспаривали решение врача и готовы были уколоть лекарство больному, но их останавливали в последний момент.

Почему так происходит?

Стэнли Милгрэм был убеждён, что ответ нужно искать не в особенностях личности человека. Корень зла психолог видел в ситуации, в которой оказывается человек. Милгрэма интересовали социальные условия, позволяющие трансформировать поведение людей и превращать их из хороших в плохих. В итоге он описал много условий и ситуаций, которые приводят к подчинению. Вот некоторые из них:

Иллюстративное фото. Брест, 20 сентября.
Иллюстративное фото. Брест, 20 сентября.
  • Наличие авторитета. Причём у него необязательно должны быть полномочия: у экспериментатора, например, их не было, но люди подчинялись приказам.
  • Навязанная социальная роль и побуждение следовать ей. Если социальная роль преподносится как миссионерская и важная — человек берёт её на себя с большим энтузиазмом.
  • Указания, которые исходят от авторитета. Особенно если они подаются в обезличенной форме. «Это важно для науки», «ну вы же понимаете, такие правила и требования». Когда за приказом стоит что-то высокое и большее, люди охотнее берутся за его выполнение.
  • Освобождение человека от ответственности. В эксперименте Милгрэма экспериментатор говорил, что берёт ответственность на себя. Этот фактор снимает внутреннее ограничение.
  • Безальтернативность преподносимой ситуации. Человеку говорят, что у него нет выбора, и он начинает в это верить. Именно поэтому в авторитарных системах боятся случаев неподчинения, тогда люди увидят, что выбор есть всегда.
  • Побуждение человека сделать первый шаг. Через маленькие безобидные просьбы человек постепенно идёт к насилию. В эксперименте людей не сразу просили ударить «учеников» смертельным разрядом тока, всё начиналось с малого.

Никогда не поверю, что здоровый человек может причинять боль

Как правило, у таких людей включаются разные способы самооправдания. Например, отрицание серьёзности последствий. Чиновники в нацистской Германии, составлявшие списки евреев, оправдывались тем, что они всего лишь составляли списки, но не убивали.

Иллюстративное фото. Брест, 20 сентября.
Иллюстративное фото. Брест, 20 сентября.

Ещё один фактор — обесценивание жертвы и перекладывание ответственности на неё. В эксперименте Милгрэма были люди, которые говорили, что человек сам виноват — ошибся, вот и получил наказание. Были и те, кто говорил, что наказание идёт на благо жертвы: мол, хотел, чтобы человек научился лучше запоминать слова.

Сам Стэнли Милгрэм как-то сказал:

«Если бы мне нужно было набрать персонал для фашистского концлагеря, я мог бы сделать это в любом американском городке».

Иллюстративное фото. Брест, 20 сентября.
Иллюстративное фото. Брест, 20 сентября.

Ну это только один эксперимент

Нет. Во-первых, эксперимент Милгрэма проводили во многих странах и по несколько раз. Результат всегда был примерно одинаковый. Во-вторых, похожий эксперимент провёл в 1971 году Филип Зимбардо.

Стэнфордский тюремный эксперимент длился шесть дней. В нём людей разделили на заключённых и надзирателей. Цель эксперимента — узнать, откуда берётся агрессия охранников в отношении заключённых в тюрьмах.

Для эксперимента отобрали психически здоровых и устойчивых людей. Перед ним всех участников проинструктировали, надзирателям сказали не применять насилие. Эксперимент максимально приблизили к реальным условиям: заключённых забрали прямо из домов, в искусственной тюрьме (которая была создана в подвале Стэнфордского университета) им выдали форму и каждому присвоили номер (никаких имён).

Иллюстративное фото. Брест, 20 сентября.
Иллюстративное фото. Брест, 20 сентября.

Эксперимент длился шесть дней и завершился раньше, потому что охранники начали применять насилие и пытки к заключённым. Интересно, что эксперимент остановила ассистентка Зимбардо, а не сам психолог. Сам Зимбардо к тому моменту вжился в роль начальника тюрьмы и не отдавал себе полный отчёт в происходящем (заигрался).

Зимбардо, как и Милгрэма, критиковали и говорили, что не могут здоровые люди превратиться в садистов за такое короткое время. В 2004 году эксперимент стал реальностью, когда телеканал CBS показал сюжет о пытках заключённых в тюрьме Абу-Грейб группой американских солдат.

Филип Зимбардо был шокирован этим случаем, но не удивлён. Когда начался трибунал над солдатами, Зимбардо был экспертом. Психолог пришёл к выводу, что наибольшая вина лежит не на охранниках, а на высших чинах, которые создали эту систему и наделили людей широкими полномочиями.

-9

Именно поэтому в авторитарных системах очень много правил, порой абсурдных. Чем больше правил, тем больше насилия. Проявлять жестокость людей побуждает и анонимность, когда человек теряет чувство личной ответственности. В анонимных условиях он будет себя вести более жёстко.

Ох, а как тогда не стать агрессором?

Для себя Игорь Павлов выделил пять пунктов:

  • Сомневаться в авторитетах. Всегда прислушиваться к себе и сомневаться в указаниях.
  • Брать ответственность за любые свои действия на самого себя — такая личная ответственность будет своеобразным тормозом для нас, если вдруг кто-то станет побуждать нас совершать какие-то неприемлемые действия.
  • Пересматривать свои социальные роли, не «срастаться» с ними, воспринимать себя как нечто большее, чем набор выполняемых ролей, — так легче отказаться от той или иной роли, если её выполнение начинает противоречить нашим взглядам и ценностям.
  • Реально оценивать угрозы и возможные санкции, которыми нас могут шантажировать за неповиновение и отказ совершать поступки, которые мы считаем неприемлемыми. Часто они не несут под собой реального наказания. В Беларуси много таких примеров: распространение лотерейных билетов педагогами, призывы вступать в БРСМ и т.д.
  • Быть примером в неподчинении. Мы не можем предотвратить насилие, но своим примером мы можем показывать, что выбор есть всегда.

Благодарим «Пространство КХ» за помощь в подготовке материала.