Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Была в кино цензура, но были и шедевры. Сейчас свобода – а где гении?

Леонид Быков, начиная работу над сценарием фильма о лётчиках Великой Отечественной, уже знал, как назовёт: «В бой идут одни «старики», но также был хорошо знаком с нравами и порядками советского кинематографа. Чтобы было меньше придирок руководящих чиновников, он взял в соавторы двух участников войны, но сценарий всё равно «не рекомендовали к исполнению», отложили.

Руководство киностудии протестовало и против отдельных сцен, и против самой идеи фильма. Возник миллион во­просов: и почему это летчики выглядят, «как поющие клоуны»? Почему они не смотрятся, как суровые и мужественные герои? А если они такие веселые, то почему некоторые из них гибнут, а не идут дальше по жизни бравой по­ходкой, как персонажи полюбившегося народу доброго военного мюзикла «Небесный тихоход», где герой поёт, пляшет, влюбляется и при этом совершает героические подвиги и, наконец, на своём самолётике «ПО-2» уничтожает немецкую сверхсекретную и сверхгигантскую пушку?! У Быкова не было слов, чтобы возразить.

Л. Быков - Маэстро
Л. Быков - Маэстро

А Быков задумал фильм о Великой Отечественной войне, где была и настоящая фронтовая дружба, и бои, и потери, и любовь, и песня, и смерть. Это будет современный фильм о войне, но снятый с высоты прошедших лет, без того налёта некоторой бравады и даже какого-то легкомыслия, свойственного фильмам военной и послевоенной поры, когда с помощью искусства снимали боль и накопившееся психологическое напряжение. А его спрашивали, где он видел таких лётчиков?

Но в том-то и дело, что не так много фильмов, сюжеты которых столь близки к жизни, как в картине «В бой идут одни "старики». У многих героев были абсо­лютно реальные прототипы. Например, командир эскадрильи Титаренко по прозвищу Маэстро, роль которого ис­полнил Быков, «списан» с дважды Героя Советского Союза Виталия Попкова. Войну он прошел в составе леген­дарного 5-го гвардейского истреби­тельного авиационного полка, которым командовал сын Сталина Василий. В эскадрилье под началом Попкова был собственный хор, поэтому ее прозвали «поющей». Полк под командованием Сталина-младшего дошел до Берлина, сбил рекордное количество вражеских самолетов – 744. 27 летчикам этого полка присвоили звание Героя Советского Союза.

Быков, работая над сценарием, ста­рался не отходить от жизни. Например, на самом деле на войне случилась любовь узбекского Ромео и русской де­вушки. И они оба погибли.

Фронтовая любовь
Фронтовая любовь

И механик, который крестил са­молеты перед вылетом, также суще­ствовал в реальности.

И действительно бывалые летчики старались сразу не выпускать в бой вчерашних выпускников училищ, по­нимая: их готовили по ускоренной про­грамме, опыта нет, значит, они погибнут в первом же бою.

Результатом усилий стало то, что сце­нарий приняли к постановке на укра­инской киностудии имени Довженко.

Но трудности на этом не закон­чились. Начался подбор актеров. На роль механика Макарыча не удавалось ут­вердить Алексея Смирнова.

Фронтовик А. Смирнов - Макарыч
Фронтовик А. Смирнов - Макарыч

А Быков видел этого персонажа только в испол­нении Смирнова: артист сам был фрон­товиком. Но чиновники от кино, помня его роль в комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», утверждали: это «актер с глупым лицом». А советские воины все с чеканными медальными ликами, высокие и статные! Только многократное упоми­нание о фронтовых заслугах Смирнова помогло его утверждению на эту роль.

Съемки начались – а с ними и новые проблемы. Быков стремился к тому, чтобы в картине не было ни одной не­точной детали. Например, Быков хотел, чтобы в картине уча­ствовали только настоящие самолеты времен войны.

А самолёты были настоящие
А самолёты были настоящие

С просьбой помочь до­стать такие машины он обратился к ле­гендарному летчику Александру Покрышкину. Маршал авиации поначалу настороженно отнесся к режиссеру: слишком часто его беспокоили про­сители с разными предложениями. Леонид Федорович просто оставил сценарий и ушел. Трижды Герой Со­ветского Союза за ночь проглотил сце­нарий и был настолько потрясен, что распорядился найти и выделить для съемок целых пять самолетов!

После окончания съемок чиновники по-прежнему лелеяли надежду «за­пороть» слишком уж независимому и напористому Быкову картину. Но на первом показе «В бой идут одни «старики» присутствовали не только партийные киночиновники, которые лучше всех знали, какие именно фильмы нужны народу, но и летчики-ветераны войны, включая самого Алек­сандра Ивановича Покрышкина. Когда зажгли свет, все увидели, как лётчик обнимает режиссёра, а по щекам героя войны катятся слезы... После этого никто не решился на резкую критику фильма.

Картина в первый год после выхода на экраны собрала в прокате 44 300 000 рублей. Леониду Быкову за творческую удачу выписали премию в 200 рублей и по­высили режиссерскую категорию.

В 2009 году картину «В бой идут одни „старики"» колоризировали (в просторечье раскрасили). Сделали это на американской студии в Индии. Бюджет проекта составил 500 тысяч долларов.