Популярные поисковые системы способны найти практически любую информацию для пользователей. Они же демонстрируют рекламу. Можно ли всему этому безоговорочно доверять, показала история, случившаяся с одним из моих знакомых.
Решив изучить актуальные цены на новые и старые гаджеты от компании Apple, мой знакомый вводил тематические запросы в поисковике Google. Он решил посмотреть, как изменилась ситуация с прошлогодними моделями смартфонов. После ввода в поисковик названия модели айфона на странице появилась фирменная рекламная лента от Google. Она очень удобно просматривается и содержит предложения товара по конкретной цене и в конкретных магазинах.
В ленте нашлась очень выгодная цена на iPhone X. Средняя стоимость данного гаджета составляла 55000 рублей. Но в магазине Allo-shop.net, предложенном поисковиком Google, эта модель продавалась за 44000 рублей. Мой знакомый решил оформить заказ, но не нашел варианта оплаты при получении курьеру. На сайте предлагалось сделать онлайн покупку, либо оформить наложенный платеж и дожидаться бесплатной доставки на дом или на почту.
Мой знакомый решил не спешить и посмотреть отзывы по этому магазину. Он ввел соответствующий запрос в поисковик и получил в топе от Яндекс.Маркета высокий рейтинг и положительные комментарии от клиентов магазина. Теперь он уже спокойно вернулся на страницу сайта и совершил покупку онлайн, оставшись очень довольным рекламой Google. Ведь благодаря ей он нашел нужную модель по самой низкой цене.
Однако радость была преждевременной: оплаченный товар не пришел даже спустя три месяца. Техподдержка не отвечала, трубку никто не брал. Оказалось, что отзывы, выданные Google по запросу «allo-shop.net отзывы» относились к совершенно другому магазину со схожим названием «Алло». Да, он долгое время существует на рынке, и действительно заслужил хорошую репутацию, но у него нет таких выгодных цен.
Доверять или проверять?
Мой знакомый был стопроцентно уверен, что многомиллиардная компания следит за безопасностью своих клиентов, тщательно фильтруя проекты, которые выдает в своем поиске, и особенно в рекламе. Поэтому он даже не стал изучать отзывы конкретных людей в интернете. И, как оказалось, зря.
Рекламу от Google AdSense и Яндекс.Директ мы видим почти повсюду: в социальных сетях, в почтовых ящиках, на новостных ресурсах, в интернет магазинах, и т.п. Как часто обычных пользователей обманывает такая реклама, показывают тематические обсуждения в интернете. Судя по всему, таких случаев немало. В рассказах пострадавших упоминается огромное количество фейковых ресурсов, которые дублируют дизайн популярного сайта, бренда или интернет-магазина. Создатели этих ресурсов покупают рекламу, и поисковики без проблем выводят в топ этих мошенников, прикрывающихся популярным брендом и обманывающих людей.
Мне известна история одной девушки по имени Александра, которая планировала купить обувь известной фирмы Timberland. Как обычно, она начала поиски предложений, вводя соответствующие тематические запросы в Яндекс и Google. В итоге, находясь на странице своего почтового ящика, она увидела очень выгодное предложение женской обуви Timberland в контекстной рекламе. Обувь продавалась с очень выгодной скидкой.
Девушка не сомневалась в надежности магазина, поскольку думала, что такие масштабные ресурсы не рекламируют мошенников. Заказ пришел наложенным платежом через Почту России. Как известно, открыть заказ без оплаты содержимого в этом случае не получится. Александра оплатила посылку, принесла ее домой, раскрыла и удивилась: внутри была пара обуви другого размера и ужасного качества. Вернуть покупку было невозможно. Как водится, трубку никто не брал, а техподдержка не отвечала. При обращении в полицию Александре сказали, что успех в этом случае маловероятен.
Этот случай достаточно давний, и с тех пор Яндекс и Google могли бы начать более качественно фильтровать контекстную рекламу. Но практика показала, что этого не произошло. После ввода тематических запросов в почтовом ящике почти сразу появилось сомнительное предложение с идентичной схемой работы: никаких курьеров, только Почта России и наложенный платеж, либо онлайн оплата.
Еще один инцидент связан с поиском фирмы по ремонту электросамокатов. Мой знакомый увидел в Яндексе рекламу сервиса и решил туда обратиться. Жертве предложили выгодные условия, забрали самокат на ремонт, а после позвонили и сообщили, что подходящую деталь нужно будет заказывать. Схема была такая: клиент соглашается, но потом ему называют цену в несколько раз больше. Он, конечно, может отказаться, но сервис все равно остается в плюсе за счет платной диагностики и доставки, а, возможно, и оплаты хранения на складе. Все это оформляется документально, и у клиента, по сути, нет возможности предъявить претензии сервису. Остается винить только собственную невнимательность и, конечно, Яндекс за «качественную» рекламу.
Как мошенники попадают в топ
Остается разобраться, как устроена реклама в Яндекс и Google. Неужели так легко недобросовестным людям создавать подобные проекты и выводить их в топовые рекламные позиции по популярным ключевым запросам? На самом деле да.
Заказать рекламу не составляет большого труда. Если сложно разобраться самостоятельно, существует огромное количество туториалов в интернете. Заводится аккаунт в Google, далее заходим в Google Ads, оставляем контактную информацию – не обязательно реальную. Принимаем пользовательские условия, создаем свою компанию и выбираем все необходимые параметры. Указываем, кто, где и когда должен видеть наше объявление. Самое главное – указываем бюджет, который вы готовы тратить на рекламу, на один клик.
Нет какой-то определенной стоимости, от которой компания будет рассматривать ваш продукт. Здесь огромное количество всевозможных параметров и настроек. В итоге можно увидеть, как будет выглядеть ваше рекламное объявление. Остается ввести ключевые фразы, указать ссылку на сайт, сохранить и запустить нашу рекламу.
Перед запуском наши настройки проходят модерацию, однако она состоит из банальных правил не рекламировать нелегальный азарт, мошенничество и т.п. После одобрения наше предложение будет появляться по определенному набору ключевых фраз в топе у потенциальных клиентов. Это быстрый, на любой бюджет, эффективный и качественный способ появиться в топе запросов в самых популярных в СНГ поисковиках. В Яндексе все происходит аналогично.
Иногда мошенники не пользуются рекламой, а привлекают SEO-специалистов. Однако это дороже, ведь без приобретения рекламы, имея конкуренцию, достаточно сложно попасть на первую страницу поиска по ключевым фразам. Но и тут можно встретить очевидных мошенников, которых никак не фильтрует Яндекс и Google.
SEO – это поисковая оптимизация, меры по всестороннему развитию и продвижению сайтов для их выхода на ведущие позиции в результатах выдачи поисковиков по выбранным запросам с целью увеличения посещаемости и дальнейшего получения доходов. Сюда также относится и правильно настроенная реклама. Но немаловажную роль играет задача по выведению сайта в топ без траты бюджета на рекламу: вывод в топ картинок, определенных роликов проекта на YouTube и других видеохостингах, и т.п.
Существует множество встроенных и внешних инструментов, позволяющих выводить мошеннический продукт в топ без прохождения какой-либо модерации. Кстати, она, на самом деле не так уж эффективна.
Так способна ли модерация поисковиков отсеивать проекты мошенников?
Вопрос заключается в качестве этого процесса при размещении рекламы. Существуют определенные правила, их можно изучить в специальных разделах Google и Яндекса. Эти правила соблюдаются, за редкими случаями невнимательности модераторов и хитрости создателей ресурсов.
Google или Яндекс действительно сложно и затратно проверить магазин, продающий якобы оригинальные товары в три раза дешевле. Поэтому компания не имеет права не пропускать его в рекламу, и опирается только на отзывы клиентов в дальнейшем.
Но почему Google и Яндекс не могут замечать ресурсы, копирующие дизайн и ссылки популярных брендов и компаний с целью обмана клиентов, не вполне понятно. Поисковики подвергаются штрафам, проигрывают суды, а в интернете создается множество топиков с обсуждениями, где сотрудники Яндекс и Google принимают активное участие. Так что проблема существует, но когда будет принято приемлемое решение, пока не ясно.
Есть пользователи, звонившие на горячую линию данных организаций, чтобы услышать конкретный ответ. Они сообщали, что попали на сайт из рекламы в поисковике, который оказался недобропорядочным. Звонившим советовали жаловаться на сам сайт, либо обращаться в поддержку. Google не занимается блокировкой подозрительных сайтов. А вот специалист компании Яндекс заявил, что такие сайты блокируются после жалоб пользователей, поскольку изначально компания не может знать, что сайт мошеннический.
Все же желательно было бы осуществлять эффективный контроль, и изначально не допускать пользователей на сомнительные сайты. Зачастую для проверки даже не нужно делать заказ: сразу становится очевидно, что мошенники скопировали сайт популярного магазина и выдают себя за него. Для ресурсов, которые действительно сложно проверить, необходимо подключать квалифицированных модераторов. В итоге реклама в поисковиках могла бы стать чище, а число инцидентов гораздо меньше, и пользователи снова смогли бы доверять рекламе в Яндекс и Google.
Проблема действительно существует. Ведь с потерей доверия у данных компаний будут возрастать шансы лишиться честных добросовестных рекламодателей, которые перестанут получать активные клики и просмотры со стороны пользователей поисковых запросов. Это, в свою очередь, чревато потерей существенной части доходов.
Кого винить в этой ситуации, не совсем понятно: многомиллиардные компании Яндекс и Google, самих пользователей, которые теоретически и практически не могут проверить честность ресурса, либо Роскомнадзор, который должен контролировать создание подобных сайтов. А пока придется надеяться на себя, проявляя осторожность, чтобы сберечь собственные деньги и нервы.
Если статья была полезной, ставьте лайк. Делитесь своим мнением в комментариях. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить других интересных публикаций.