Беспомощные люди, женщины и дети, запертые в клетках или выгуливаемые на огороженных территориях зоопарков, где посетители могут их покормить и «изучить». Древняя история? Нет, это практика, которая была обычным явлением в «развитых» странах Европы в 19 и 20 веках!
Не так уж и давно, в 1958 году в Брюсселе действовал последний «человеческий зоопарк». И точно так же, как сегодня вы водите детей смотреть на обезьян, тигров и львов, тысячи посетителей приходили посмотреть на полуобнаженных афроамериканцев, которых заставляли грызть кости, чтобы быть убедительными «каннибалами», кормили индейских детей, которых изображали «чудесами природы» и высмеивали целые семьи из Азии и южной части Тихого океана, которые жили в вольерах, представляющих их «естественную среду обитания».
И Брюссель был не единственным городом с такой «достопримечательностью». Речь об остатках практики, которая была обычным явлением в развитых странах Европы в XIX и XX веках!
Считается, что первая выставка «дикарей» была устроена Христофором Колумбом, когда он выставил шесть индейцев, которых поймал во время поездки в Америку, в испанском королевском дворе в 1492 году. Первый известный «Человеческий зоопарк» в Европе был открыт в Ватикане в 16 веке, когда кардинал Ипполит Медичи публично показал свою «коллекцию» индейцев, маори и других «экзотических» живых экспонатов.
Европейцам, похоже, очень понравилось такое развлечение, потому что такие мероприятия стали массовыми и миллионы зрителей собирались, чтобы посмотреть на «дикарей» в зоопарках и цирках по всему старому континенту - от Лондона и Барселоны до Брюсселя и Рима.
Наибольшей популярности этот негуманный вид развлечений достиг в 19 веке. Стоит отметить, что только «выставка» в Варшаве в 80-е годы 20 века привлекла почти 300 000 посетителей.
Обе Всемирные выставки, организованные в Париже в 1878 и 1889 годах, также включали «негритянскую деревню». Более 28 миллионов (!) человек пришли, чтобы увидеть около 400 выходцев из Африки, которые содержались в клетках и, как таковые, были главной достопримечательностью выставки. Африканцы содержались в вольерах с обезьянами, ведь считалось, что эти люди - переходное звено в теории эволюции Дарвина.
Некоторым «исполнителям» платили. В основном речь шла о целых семьях, привезенных из африканских колоний, которые пытались таким образом прокормить себя. Однако были и случаи чистого рабства. Детям и женщинам платили редко, и только мужчины могли рассчитывать на какие-то деньги.
Но «человеческие образцы» и «живые музеи» были не только развлечением, они массово использовались в целях колониальной пропаганды и научных теорий о так называемых «расовых иерархиях», т.е. превосходство белых «цивилизованных» людей над «дикарями».
Существование «человеческих садов» оправдывали знакомством с другими культурами и людьми, но никто никогда не упоминал о взаимоотношениях и обращении, которые были с этими «экспонатами».
Даже за деньги эти люди жили в изолированных зданиях, обычно пристроенных к саду (или выставке). Многие из них жаловались на плохие условия проживания и строгие ограничения, а также на жестокое обращение. Часто «экспонаты» умирали от болезней и истощения.
Спад интереса к этим болезненным местам пришелся на 1930-е годы, но не столько из-за растущего осознания ошибочности всей концепции, сколько потому, что массы нашли новый источник развлечений - кинотеатры.
Последний «человеческий зоопарк» был закрыт в Брюсселе в 1958 году после того, как наемные «актеры», привезенные из Конго, взбунтовались из-за плохих условий и потому, что они больше не хотели «играть в дикарей». Многие из них собрали свои семьи и вернулись домой, поэтому организаторы были вынуждены закрыть эту часть выставки.
Источник: www.istorijskizabavnik.rs