Японская угроза на советском Дальнем Востоке в начале 30-х годов 20 века была самой главной угрозой для СССР на тот период.
Япония ставила своей основной задачей после захвата Северного Китая покорение Дальнего Востока и Восточной Сибири на территории СССР.
На границах СССР к 1935 году было сосредоточено около 200 тысяч японских и 75 тысяч маньчжурских войск, имевшая в наличии около 200 самолетов. Такая внушительная сила не могла долго оставаться без движения.
Большое значение милитаристские круги Японии придавали укреплению своего присутствия на Южном Сахалине и Курильских островах, где планировалось создание мощной военной базы. Усиленными темпами шло строительство стратегически важных железных и шоссейных дорог, возводились казармы для размещения солдат и офицеров Квантунской армии, сооружалась телефонно-телеграфная связь, проводились работы по прокладке подводного кабеля с мыса Соя (о. Хоккайдо) к мысу Ноторо (Южный Сахалин), общая длина которого превышала 92 мили - Пограничные войска СССР 1929 – 1938. – М. : Граница. – С. 440.
Все эти усилия японской военщины видели в руководстве СССР. На Дальний Восток с 1929 года стали регулярно выезжать высшие руководители.
Так, в феврале-марте 1929 года на Дальнем Востоке побывал инспектор кавалерии С.М.Буденный.
В июне 1931 года там же побывал народный комиссар по военным и морским делам К.Е.Ворошилов.
Был предпринят ряд последовательных шагов по укреплению оперативного управления группой советских войск на Дальнем Востоке. Так, в 1932 – 1933 гг. в составе Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии (далее – ОКДВА) были сформированы на правах неотдельных армий Забайкальская (командующий И.К. Грязнов) и Приморская (командующий И.Ф. Федько) группы войск. Так же были укреплены районы Владивостока, Де-Кастри, Николаевска-на-Амуре (1933 г.). Командующему ОКДВА в оперативном отношении подчинялись пограничные войска края (1932 г.), Уссурийская и Забайкальская железные дороги (1933 г.), Амурская Краснознаменная флотилия (1935 г., командующий И.Н. Кадацкий-Руднев) - монография Е.Галактионова "Политика советского руководства по наращиванию оборонного потенциала на Дальнем Востоке СССР в первой половине 30-х гг. Хх в"
Главной проблемой обороноспособности на советском Дальнем Востоке была слабая корабельная оснащенность флота. По сути флота не было. Особенно это остро ощущалось в пограничных войсках.
Поэтому, в первую очередь в августе 1930 года на Амуре и Уссури были созданы отряды пограничных катеров.
В 1932 г. из г. Хабаровска в г. Петропавловск-Камчатский и из г. Владивостока в г. АлександровскСахалинский были передислоцированы 16-й и 17-й пограничные полки войск ОГПУ, которые вошли в состав Сахалинского и Камчатского пограничных отрядов. Кроме этого, были сформированы отдельные морские контрольнопропускные пункты в г. Владивостоке в 1931 г.; в гг.Охотске и Николаевске-наАмуре в 1933 г. Создание дальневосточной пограничной авиации в 1932 г. повысило боеспособность пограничной охраны на море. Самолеты «Ша-2», «У2», «Савойя – С62 бис» стали регулярно использоваться при охране северовосточных морских рубежей страны - – Пашков, А. М. За край родной – Дальневосточный / А. М. Пашков. – Южно-Сахалинск, 1985. – С. 82, 83.
В 1932 году руководить всеми морскими силами на Дальнем Востоке был назначен М.В.Викторов - опытный военный моряк.
Морские силы Дальнего Востока начали активно пополняться кораблями и подводными лодками, которые везут через всю страну в разобранном виде по железной дороге. Строительные батальоны морских сил строят береговые укрепления. Количество боевых единиц на флоте в 1933 году увеличилось в 10 раз.
На Дальний Восток в первую очередь направлялись новейшие виды вооружений - телеуправляемые торпедные катера, новейшие торпеды, инфракрасные системы обнаружения, железнодорожные батареи с орудиями 356-го калибра, морские самолеты.