Найти тему

Пандемия разрушает систему образования? Как отличить дистант от домашнего обучения

Оглавление

Пандемия затронула все сферы жизни, включая образование. Согласно последним эмпирическим исследованиям в период пандемии и после нее изменится поведение людей. Уже сегодня мы видим, что наш образ жизни поменялся. Психологи, к примеру, утверждают, что ДОМ становится не только местом отдыха и сна, но и местом работы, развлечений и учебы.

Фото:  креативный дом;  ucrazy.ru
Фото: креативный дом; ucrazy.ru

В период пандемии многие родители проявили интерес к семейной форме. Почему?

В конце прошлого учебного года все школы страны перешли на дистанционное обучение. Ни родители, ни дети, ни педагоги не были готовы к этой форме образования. Мои знакомые заставляли детей сидеть перед монитором компьютера более 5 часов. Это было похоже на безумие. Родители говорили, что никогда не переведут детей на домашнее обучение, потому что ребенка тяжело удержать на дистанционных уроках. Тогда я приводила простой пример. Поймите, очень сложно сидеть и смотреть на экран более 3-4 часов. Иногда устаёшь смотреть даже самый интересный фильм, который длится более 2 часов. При дистанционном формате образования уроки, где даже переглянуться не с кем.

Конечно, такой подход не имеет ничего похожего с темой семейного образования. И вот тут, мне кажется, опыт домашних учеников может быть полезен педагогическому сообществу и родителям учащихся.

Еще до пандемии я общалась с директором одной из московских школ. И он привел очень интересный образ современного онлайн образования, сравнив это с морскими путешествиями в Индию. «Современное онлайн образование повторяет школьную систему. Точно также плыли в Индию первые корабли, огибая Африку. Держа в поле зрения суши , с возможностью пристать к берегу для припасов и воды. И лишь Колумб решился поехать в другую сторону. Он не приплыл в Индию, но открыл Америку».

Фото: Христофор Колумб; fishki.net
Фото: Христофор Колумб; fishki.net

Сегодняшние методики и дистанционные платформы тоже «огибают» школу, зеркально переводя ее в домашний формат. Но то, что хорошо в школе, не работает дома. Но Колумбы у нас уже есть – это как раз семейники, которые «поплыли» против системы.

Многие родители спрашивают: В чём отличие дистанционного и домашнего обучения. Это совсем разные формы, с абсолютно разными целями и средствами. Давайте начнём с подходов и принципов Семейного образования.

3 важнейших принципа в семейном образовании:

Первое: в домашнем обучении другой подход к образованию: более качественный и инновационный. Я не говорю о качественном образовании, потому что это зависит от увлеченности ребенка и вовлеченности родителя. Но то, что подход к обучению меняется в лучшую сторону - однозначно.

Что это значит? Первое, что мы заметили, когда перешли на семейное образование, это доступность огромного количества ресурсов для изучения того или иного предмета. Биологию, к примеру, можно слушать на видео уроках, можно читать книги, можно слушать лекции чуть ли не Кембридже, можно участвовать очно и онлайн на курсах у ведущих преподавателей. Книги, учебники, пособия, видео контент – от всего этого изобилия голова шла кругом. Здесь уже понадобились другие навыки: критически оценивать источники информации. Это то, чему в школе не учат, потому что в школе по каждому предмету – один учебник и учитель, который освещает информацию из конкретного учебника.

Фото: Биология; naked-science.ru
Фото: Биология; naked-science.ru

Второе : расписание и организация образовательного процесса. Мы не знали с чего начать. Как организовать место, процесс, как составить расписание. Когда мы получили первые результаты и разобрались с ошибками, мы поняли, что процесс обучения очень похож не на школьное расписание, а на реальную жизненную ситуацию. У ребёнка есть цель, поставлены задачи и программа достижения этих целей. Тогда можно уже спокойно составить план на год. Мы разбили план на подзадачи и стали небольшими шагами идти к намеченным результатам. Что-то получалось быстрее, что-то медленнее. Таким образом, ребёнок воспринимает процесс образования не просто как процесс запоминания информация, а процесс, который включает планирование, поиск, оценку и систематизацию материала. Ученик получает любимые нынче в народе soft skills – практические навыки: планирования и работы с источниками. Ребенок постигает искусство учебы.

3. Вовлеченность родителя. Любой учитель скажет вам, что самые успешные ученики – это те, у которых родители вовлечены в процесс обучения. И это один из секретов удачного опыта семейного образования и его роста сегодня. И, кстати говоря, это одна из составляющих, которая была в советской школе. Я не знаю, помните ли вы, но в моем детстве учителя приходили домой и знакомились с семьей. Потому что родительские собрания – это всегда вокруг школы и её потребностей. В сегодняшних школах цель – ребенок, а не родитель.

Фото:  Родители с учителем; psy-org.ru
Фото: Родители с учителем; psy-org.ru

У школы нет обязанности - выстраивать отношения с родителем, и это, как мне кажется, большое упущение. В условиях пандемии, необходимо наладить этот канал работы.

Я не предлагаю ходить по квартирам как в советские времена, но школе необходимо выстроить систему коммуникаций с родителями. И не посредством чатов. Не просто родительские собрания, а именно индивидуальная работа - не с учеником, а с семьёй. Здесь должна быть не только педагогическая и методическая помощь, и не контроль, а человеческая поддержка, эмпатия.

Отличия школьного дистанционного обучения от формы семейного образования

Мы обозначили критерии и 12 отличий:

Школьное /дистанционное - ШД ; Семейное обучение - СО;

1. В центре образования :

ШД – ФГОС (или альтернативная программа); мы рассуждаем как в ребенка запихнуть эту программу;

СО – ребёнок. Родитель исходит из его потребностей, интересов, возможностей и талантов;

2. Учебный план:

ШД - формируется школой;

СО - формируется родителями;

с вовлечением ребенка или самостоятельно (средняя и старшая школа). Ребенок учиться планировать свой образовательный маршрут;

3. Темп

Д - Обучение линейное. Те же уроки и тот же линейный план. Прошли Древний Рим и не вернулись. Кто не успевает – занимается дома, а кто идёт вперед – ждет остальных;

СО : какие-то предметы идут быстрее, какие-то медленнее. Всегда можно вернутся к материалу и повторить его. Образование как рост ребенка может быть скачкообразным. То просто «зависает» на одной теме, то быстро осваивает программу нескольких классов.

4. Что входит в образование?

ШД - в образовательную траекторию входит только академическая часть;

СО - родители на СО ребенка охватывают целостно (холистический подход), то есть образовательную программу входит воспитание, академическая часть (hard /soft skills), физическое воспитание (спорт, питание), социализация (формирование круга общения, модерация поведения в обществе, с близкими и друзьями и т.д.);

Фото: Дистанционное образование; вести образования
Фото: Дистанционное образование; вести образования

5. Формат:

ШД - дистанционные уроки – это уроки, которые требуют сидеть перед экраном более 4 часов. То есть это только один формат подачи материала;

СО - всегда чаще всего смешанное обучение:

Физику, например, можно проходить самостоятельно по учебнику, подключать бесплатные (или платные) видео уроки по физике и чаще всего конкретную тему, можно привлекать репетиторов, можно изучать (дополнять) раз в неделю в семейном классе с крутым репетитором.

6. Учебные материалы:

ШД - Учебник (УМК) согласно ФГОС

СО - учебники, учебные пособия, интересные и занимательные материалы, видеоуроки, документальные и художественные фильмы и многое другое.

7. Мотивация:

ШД - в школе работает внешняя мотивация и страх плохой оценки

СО - учим ребенка самому «устанавливать планки и брать их». Идет работа на то, чтобы развивать внутреннюю мотивацию. «Что ты хочешь освоить? В какие сроки? – Что получается? Что нет? Нужна помощь?»

8. Навыки:

ШД - развитие памяти и внимания : уметь слушать, читать и запоминать;

СО - научить учиться: Планирование, организация, подбор ресурсов, оценка результатов, анализ ошибок и работа над ошибками

9. Оценка:

ШД - оценивается только освоение материала по бальной системе

СО - нет оценок. Есть обратная связь. Что получилось? Что не получилось? Что нужно исправить и как?

10. Результат:

ШД - освоение материала;

СО - научиться учиться : определить свои интересы;

Найти себя в обществе;

Фото: девочка на траве; tp.tver.ru
Фото: девочка на траве; tp.tver.ru

11. Достоинства:

ШД - возможность обучатся в любом месте ; передача образовательного процесса внешнему учреждению;

СО - свобода образования и свобода перемещения;

- возможность выбора разных источников и материалов;

- обучение инструментам учебы;

- нет стресса от оценок одноклассников и учителей;

- ребенок может учиться в любом месте и в любой позе;

12. Недостатки:

ШД - не физиологично детям сидеть у компьютера;

- вреда от излучения;

- нет живого общения с друг другом;

- требуется самому следить за дисциплиной;

СО - вовлеченность родителей в образовательную деятельность ребенка;

- активное участие в социализации и воспитании ребенка;

- затратно, потому что больше материалов и возможностей.

Автор: Гузель Гурдус, директор Центра поддержки семейного образования

Опубликовано: https://www.hss.center/

ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Благодарим вас за Ваши "Спасибо".

Подписывайтесь на наш канал. Будьте в курсе событий!

Желаем Вам Успехов, Добра и Радости))