Найти тему

Зогар, новая волна в каббалистике

Вскоре после 1275 года, в то время как Авраам Абулафия разрабатывал в Италии свою доктрину профетической каб­балы, где то в центре Кастилии создавалась книга, которой было суждено стяжать успех и славу и постепенно обрести такое вли­яние, какое не выпадало на долю ни одного другого документа каббалистической литературы. Это была книга Зогар, или «Книга Сияния». О месте, занимаемом ею в истории каббалы, можно судить по тому факту, что из всей послеталмудической раввинистической литературы она одна в течение нескольких столетий признавалась каноническим писанием, стоящим в одном ряду с Библией и Талмудом.

Зогар, Вильна, 1924 год
Зогар, Вильна, 1924 год

Зогар написан в псевдоэпиграфической манере, можно сказать, в манере мистического романа. Само по себе это не было большим сти­листическим новшеством, ибо такой формой пользовались и до того многие авторы, в том числе и каббалисты. Уже авторы «Сефер га-багир» прибегали к этому приему и обращали древние авторитеты в носителей своих идей: некоторые из героев выступали под вымышленными именами, как, например, рабби Амора и рабби Рехумай. Но ни один каббалист ни до того, ни после того не выписывал с таким удо­вольствием деталей своей мистификации, как автор Зогара. Он рисует до­вольно неправдоподобный палестин­ский ландшафт, служащий фоном для странствия знаменитого законоучителя периода Мишны рабби Шимона бар Йохая, его сына Элеазара, друзей и учени­ков, и излагает их беседы о всевозмож­ных человеческих и Божественных предметах. Он подражает внешней фор­ме Мидраша, то есть по мере возможно­сти избегает теоретической и тем более систематической манеры изложения, предпочитая им гомилетическую фор­му. Охотнее всего он занимается толко­ванием стихов из Библии в мистическом духе, пользуясь такой формой для переосмысливания их в духе своих собственных идей.

На первый взгляд, наличие многих со­чинений, по видимости совершенно различного характера, которые объе­динены заглавием Зогар, не образуя, однако, нерасторжимого целого, казалось бы, не оставляет сомнения в том, что они написаны разными авторами и датируются различными периодами. Состав­ные части Зогара можно суммировать под следующими названиями:

1. Основная часть Зогара, не носящая определенного названия и целиком состоящая из раз­розненных комментариев к различным стихам из Торы. Все сказанное о литературном характере Зогара полностью относится к этой части, в которой беседы, дис­путы и краткие или простран­ные истории перемешаны с большей или меньшей равно­мерностью, как и во всех ос­тальных частях.

2. «Сифра ди-цниута» («Книга сокрытия»). Это документ лишь на шести страницах, содержащий род комментария к стихам первых шести глав книги Бытия, образующих единый раздел в синагогальном членении Торы. Манера изложения крайне темная и загадочная, не приводится ни одного имени и даются самые беглые ссылки на различные учения без каких-либо объяснений.

3. «Идра раба» («Великое собрание»). В разделе, носящем это название, получают свое полное развитие и объяснение загадочные намеки и ссылки, содержащиеся в предыдущей главе. Шимон бар Йохай собирает своих верных учеников, чтобы раскрыть сокрытые от них дотоле тайны. Каждому из них предоставляется поочередно слово, и каждый удостаивается похвалы учителя. Этот раздел композиционно безупречен: речи образуют систематизированное целое, поскольку вообще чтобы то ни было в Зогаре можно характери­зовать словом «система». По мере раскрытия тайны нарастает экстаз присутствующих, и когда он достигает своего драматического апофео­за, трое из них умирают в состоянии экстатического транса.

4. «Идра зута» («Малое собрание»). В этой части изображается с таким же драматизмом смерть Шимона бар Йохая и приводится пространная речь, в которой он дает общий обзор всех тайн «Великого собрания». Вместе с тем в изложение вводятся некоторые новые детали.

5. «Идра деве-машкана («Собрание по случаю толкования недельного раздела Торы, посвя­щенного Скинии»). Оно построено так же, как «Идра раба», но трактует другие вопросы, в част­ности вопросы, относящиеся к мистике молитвы.

6. «Хейхалот» — описание семи «дворцов» света, являемых душе благочестивого после его смерти или во внутреннем видении мистика во время молитвы. Это же описание воспроизводится в другом отрыв­ке, но в пятикратном объеме и со многими новыми и живописующими добавлениями, в особенности из ангелологии.

7. «Раза де-разин» («Тайна тайн»). В ней содержатся отдельные фрагменты, посвященные физиогномике и хиромантии. Включение их в это сочинение можно расценивать как две независимые попытки рассмотреть предмет в разных аспектах. В одной главе не приводится ни одного имени, в другой же фигурируют обычные для Зогара персонажи, а Шимон бар Йохай и его учени­ки играют главенствующую роль.

8. «Саба» («Старик»). Романтическая история, стержнем которой служит речь некоего таинственного старца, который, явившись в ни­щенском обличье погонщика ослов, раскрывается перед учениками Шимона бар Йохая как один из величайших каббалистов: литературный прием, применявшийся часто во многих историях первой части. В своей искусно составленной речи старик касается главным образом тайн души, которые в его понимании уходят своими корнями в предписания Торы о том, как надо относиться к рабу-еврею.

9. «Йенука» («Дитя»). Это история некого чудо-ребенка и его рассуждение о тайнах Торы и о благодарственной молитве, произносимой после вкушения пищи. Подобно другим вундеркиндам, упоминаемым в первой части, этого ребенка также «открыли» ученики Шимона бар Йохая, тогда как его собственные родители и родственники счита­ли его неспособным к учению.

10. «Рав метивта» («Глава академии»). Описание визионерского странствия по раю, предпринятого принадле­жащими к кругу избранных, и рассуждение одного из глав небесной академии о судьбах души, в особенности в потустороннем мире.

11. «Ситрей Тора» («Тайны Торы»). Истолкование некоторых стихов Торы в аллегорическом и мистическом ду­хе, с тенденцией к теософии и мистической пси­хологии, то анонимное, то соответствующее обычной форме легенды.

12. «Матнитин», то есть «Мишна» и «Тосефта». Эти главы обнаруживают преднамерен­ную попытку подражания характерному лако­ничному стилю галахических компендиумов, из­вестных как Мишна и Тосефта, хотя, разумеется, на чисто каббалистической основе. По-видимому, они были предназна­чены служить в качестве кратких введений к пространным речам и спо­рам, содержащимся в первой части Зогара, так же как Мишна с ее крат­кими тезисами служит введением к диспутам Талмуда. Мистические мишны анонимны и написаны высокопарным языком. Создается впе­чатление, что они выражают своего рода откровение небесных голо­сов.

13. «Зогар» к Песни Песней. Чисто каббалистический коммента­рий к первым стихам «Песни Песней » с многочисленными отступлени­ями от главного направления мысли.

14. «Кав га-мида» («Линия меры»). Очень глубокое и тщательное толкование смысла «Шма Исраэль» (Втор. 6: 4).

15. «Ситрей отийот» («Тайны букв»). Каббалистический монолог рабби Шимона о буквах, составляющих Имя Бога, и о начале сотворения мира.

16. Комментарий без названия о явлении Меркавы в видении Иезекииля.

17. «Мидраш га-неелам», то есть «Мистический мидраш» к Торе. В нем фигурируют не только Шимон бар Йохай и его ученики, но и целый сонм других авторитетов, которые, подобно остальным героям Зогара, являются либо легендарными персонажами, либо мудрецами Талмуда II—IV столетий.

18. «Мидраш га-неелам» к книге Руфь. Носит точно такой же характер, как и предыдущий мидраш. Оба мидраша частично написаны на иврите.

19. «Райя мегемна» («Верный пастырь»). Каббалистическое толкование предписаний и запретов Торы.

20. «Тикуней Зогар». Новый комментарий к первому разделу Торы, разделенный на семьдесят глав, каждая из которых начинается с нового толкования первого словаТоры - «Берешит». В печатном издании эта часть образует отдельную библиографическую единицу.

21. Дополнения к «Тикуней Зогар» или тексты, написанные в той же манере, на­пример новый ком­ментарий к Меркаве Иезекииля и т. д.

Зогар, Ливорно, 1858 год
Зогар, Ливорно, 1858 год

Таковы ос­новные компонен­ты Зогара, то есть все компоненты, за исключением некоторых крат­ких и второсте­пенных текстов, а также некоторых «подделок» - под­ражаний основно­му тексту, датируе­мых гораздо более поздним периодом и лишь частично включенных в печатные издания.

Зогар, рассматриваемый как целое, представляет собой аб­солютную антитезу системе Абулафии. В основе эзотери­ческой доктрины Абулафии лежит прагматическая фило­софия экстаза для избранных, придающая исключительное значение медитации как способу познания Бога. Напротив, автора Зогара зани­мает главным образом объект медитации. Доктрина профетической каббалы является наи­более аристократической формой мистики, тогда как, судя по языку Зогара, автор его был связан теснейшим образом с остальным человечеством и был подвержен тем же страхам, которые терзали любого другого человека. Хотя бы по од­ной этой причине он затронул струну, отозвавшуюся в глубинах чело­веческих сердец. Это принесло книге успех, какой не выпадал на долю других произведений ранней каббалы.

Здесь уместно остановиться на различии между старой мистикой Меркавы и каббалой. Мир Меркавы с его Небесным престолом, Небес­ным двором и чертогами, через которые прохо­дит странник, более не является главным объек­том созерцания каббалиста, хотя сущность этого мира, часто облеченная в новую форму, никогда не перестает занимать его мысли. Всякое знание этого мира, с точки зрения каббалиста, преходя­ще. Некоторые каббалисты даже видят в Меркаве Иезекииля «вторую Меркаву». Другими словами, новый каббалисти­ческий гнозис, или познание Бога, не упоминавшийся ни разу в трактатах Хейхалот, направлен на более глубокий пласт мистической реальности, «внутреннюю Меркаву», которую если можно явить в своем воображении, то только посредством символов. Одним словом, этот гнозис обра­щен на самого Бога. Если ранее видение ограничивалось восприятием Славы Его явления на Престоле, то в каббале речь идет уже, если позволительно так выразиться, о внутренней стороне этой Славы. В ран­ний период развития каббалистической мысли, представленной «Сефер га-багир» и всевозможными менее значительными произведения­ми, вплоть до середины XIII века, эти две области, мир Престола и мир Божества - первоначально плерома гностиков, — все еще не были совершенно обособлены. Тем не менее стремление к их разделению и проникнове­нию в новую область созерцания, лежащую по ту сторону от Престола, служит первоначальным побудительным мотивом каббалы.

Продолжение следует...

Начало:

Что же почитать после Ф. Йейтс и ее изложения герметической традиции?

Мистика Меркавы

Измерения тела Господа и мистика Метатрона

Зарождение хасидизма в Германии

Каббалистические игры с буквами

Авраам Абулафия