Привет. Наткнулась недавно на статью по психологии с названием, которое не могло меня не насторожить. Звучало оно примерно как "После психотерапии стало хуже. Почему так КАЖЕТСЯ?" (*слово КАЖЕТСЯ выделено заглавными буквами мной).
Я примерно понимаю, что хотел сказать этим автор. Но так подача материала всё равно воспринимается как отдельный вид психологического насилия.
Газлайтинг (название пошло от английского Gaslight, что можно перевести на русский язык как "Газовый свет") - отдельная разновидность психологического насилия, суть которой заключается в том, чтобы убедить человека, что он сошёл с ума и неспособен адекватно воспринимать реальность.
Gaslight изначально - название художественного американского фильма 1944-го года производства. В киноленте показана история пары, где мужчина пытается убедить обеспеченную девушку, что та сходит с ума, чтобы получить право единолично распоряжаться её драгоценностями и другим имуществом.
Психологи ссылаются на этот фильм достаточно часто (вы тоже можете его посмотреть, кстати).
Могу сказать лично своё мнение: если бы я почувствовала ухудшение в начале терапии, то мне хотелось бы, чтобы мои переживания, чувства, либо физиологические ощущения (если таковые имели место быть) были бы сочтены валидными и признаны как данность.
Я правда не понимаю, как человек должен реагировать на такое заявление психотерапевта. Сказать: "Ну да, наверное у меня всё хорошо. Просто показалось". И что дальше?
Это довольно-таки. Особенно если брать во внимание то, что научить человека лучше осознавать свои чувства, выражать их, избавить его от алекситимии, насколько это возможно, - это тоже одна из задач, которые психологи преследуют в своей работе.
Даже если человек является специалистом, то риск ошибок в его работе всё равно остаётся. Просто количество таковых становится всё меньше по мере роста уровня профессионализма.
Судя по всему, автор той статьи имел в виду следующее: логично, что когда человек приходит и начинает рассказывать о каких-либо тяжёлых событиях, имевших некогда место в его жизни, его настроение вряд ли сразу станет хорошим. Говорить о некоторых ситуациях бывает неловко, неудобно, стыдно. Что-то вызывает страх. Вспоминая о некоторых других вещах, - например, о разрыве отношений или мы способны ощутить всю горечь утраты.
И это - естественный процесс.
Но, на мой взгляд, необходимо уметь отличать такие эмоции, возникновение которых закономерно, от ситуаций, когда психолог/психотерапевт действительно вредит. Такое, к сожалению, тоже иногда случается с некоторыми клиентами и пациентами.
Однако если мне доведётся коснуться этой темы вновь, то она должна будет стать уже темой отдельной статьи.
Ещё раз повторюсь, что если бы психолог не признавал валидность моих чувств, это вызвало бы у меня явный дискомфорт.
Также, пожалуй, не стоит скрывать от клиентов, что если не продолжать работу, то можно даже застрять в таком неприятном состоянии.
...
А пока что настала пора попрощаться с вами! Если было интересно - оформляйте подписку на "ПсихоБлогию".
Желаю всем успехов в работе над собой!