Найти тему

Пушкинская «Метель» в интерпретации Владимира Басова

В 1964 году на экраны страны вышел художественный фильм «Метель», в основу которого легла одноименная повесть А. С. Пушкина из знаменитого прозаического цикла «Повести Белкина». Режиссером картины стал Владимир Басов, который давно мечтал обратиться к творчеству Пушкина. «Мне давно хотелось поставить «Метель» Пушкина… Широкий формат, цвет помогут нашему съемочному коллективу проследить рождение чувства, показать, как можно дольше и подробней на экране неторопливую, но полную глубокого внутреннего содержания жизнь современников Пушкина. Хочется сделать истинно русскую картину, снять русскую землю, чтобы фильм был симфонией России, ее движения, прогресса», – говорил режиссер в одном из многочисленных интервью во время съемок картины.

Владимир Павлович Басов (1923-1987)
Владимир Павлович Басов (1923-1987)

Натуру для фильма выбрали в красивейших местах Суздаля и Пскова. Эти старинные города идеально подошли для отображения пушкинской эпохи. Суздальские пейзажи стали главным украшением картины. Также съемки проходили в Покровском соборе Покровского женского монастыря и в Никольской церкви, расположенной около Суздальского кремля. Именно в Никольской церкви снимали сцену венчания Марьи Гавриловны и Бурмина.

Владимир Павлович Басов не был новичком в кино. Он пришел поступать во ВГИК летом 1941 года, будучи уверенным, что скоро станет студентом этого знаменитого вуза. Но война безжалостно изменила планы юноши, и он, как и многие его сверстники, ушел на фронт, оставив мысли о творчестве до лучших времен. В 1947 году Басов поступил на режиссерский факультет ВГИК. Его учителями были такие мастера, как Сергей Юткевич и Михаил Ромм. Окончив институт, Басов стал режиссером студии «Мосфильм». Ко времени съемок «Метели» он был уже хорошо известен и популярен: им были созданы такие картины, как «Школа мужества» по мотивам произведений А. Гайдара (1954), дилогия «Первые радости» и «Необыкновенное лето» по К. Федину (обе 1956), «Битва в пути» (1961) и «Тишина» по мотивам книги Ю. Бондарева (1963). Последний фильм особенно полюбился зрителям, и Басов находился на волне успеха. Тут-то он и решил приступить к съемкам «Метели», не подозревая, что картина станет для него во многом судьбоносной.

Постер фильма В.Басова "Метель"
Постер фильма В.Басова "Метель"

Интересно, что члены съемочной группы фильма, в котором Басов хотел показать «зарождение настоящего чувства», стали свидетелями зарождения этого самого чувства между режиссером и исполнительницей главной роли Валентиной Титовой.

На съемках фильма
На съемках фильма

Титова попала на съемки совершенно случайно. Она училась в Ленинграде, попав в единственный набор студии при Большом драматическом театре. Учеба у Георгия Товстоногова была делом серьезным, и Валентина посвящала ей все свое время, мечтая о серьезных ролях на прославленной сцене. А ее возлюбленный, актер Вячеслав Шалевич, жил и работал в Москве, что очень осложняло отношения молодых людей, ведь у каждого были свои творческие планы, и менять место жительства и место работы никто из них не планировал. Тем не менее они постоянно ездили друг к другу, когда выдавалось свободное время. Узнав, что на «Мосфильме» начинаются съемки пушкинской «Метели», Шалевич, не зная, чем это для него обернется, предложил Басову попробовать на главную роль Титову. Он рассчитывал, что съемки позволят им с Титовой чаще видеться, ведь сам Шалевич в то время тоже снимался на «Мосфильме» в фильме «Хоккеисты». Но все пошло совсем по другому сценарию. Едва Валентина Титова заглянула в комнату к Басову и, отказавшись сниматься, ушла, режиссер тут же сказал ассистентам: «Я женюсь». И тут же решил, что играть Марью Гавриловну будет только Титова и никто больше.

Валентина Титова в роли Марьи Гавриловны
Валентина Титова в роли Марьи Гавриловны

Нужно сказать, что на главную роль худсоветом уже была утверждена другая актриса, и на нее уже шили костюмы. Но Басова, когда он бывал в ударе, остановить не мог никто. Он тут же отстранил от съемок утвержденную ранее актрису и приступил к активным действиям. Портному тут же было дано задание перешивать костюмы на новую исполнительницу. Вот как об этом рассказывала впоследствии Валентина Титова: «Что же делает влюбленный мужчина дальше? Он звонит помощнику министра культуры Калинину, от имени которого Товстоногову была послана телеграмма с просьбой отпустить меня на съемки. Это было ЧП. Когда я вернулась в Ленинград, в театре на меня смотрели как на отступницу. Басов сразу выбрал меня и как актрису, и как жену…». Так Титова впервые оказалась на съемочной площадке: роль Марьи Гавриловны стала ее актерским дебютом в кино.

В дальнейшем Басов снимал Валентину Титову во многих своих лентах. Она сыграла Нину в фильме «Щит и меч» (1967), Фреду Каплен в фильме «Опасный поворот» (1972), Елену Тальберг в картине «Дни Турбиных» (1976) и др. Титова была младше Басова на восемнадцать лет и не могла не поддаться его мужскому обаянию. При неказистой внешности Басов пользовался огромным успехом у женщин. Его женами были красивейшие актрисы советского кино Роза Макагонова и Наталья Фатеева. Валентина Титова стала третьей женой режиссера. Этот брак продлился четырнадцать лет, у супругов родилось двое детей, и тем не менее Титова и Басов расстались. В 1978 году Валентина Титова ушла от Басова к оператору Григорию Рербергу. А в 1987 году Владимир Басов скончался после второго инсульта. Ему было всего 64 года.

На съемках фильма
На съемках фильма

Но вернемся к съемкам «Метели», когда все только начиналось. Владимира, возлюбленного Марьи Гавриловны, с которым она договаривается бежать из дома и тайно обвенчаться, сыграл Олег Видов – один из самых красивых актеров советского кино. В момент съемок он был студентов ВГИК и еще не обрел той популярности, которая его ждала через несколько лет, когда он сыграл Гвидона в «Сказке о царе Салтане» (1966) и Мориса в фильме «Всадник без головы» (1973). «Басов взял меня на роль Владимира в фильме «Метель». Просто пригласил. Студентов тогда приглашали на эпизоды. А он дал мне главную роль. Когда я пришел в институт, у меня спросили, а как же учеба, я ответил, что Пушкин бывает только один раз в жизни. И я снялся в этом фильме», - вспоминал позднее Видов. Из-за съемок в «Метели» Видова отчислили из института: запрет на съемки студенты должны были строго соблюдать. Но Видов никогда не жалел об этом и считал, что роль в фильме «Метель» стала для него отличным стартом.

Олег Видов (1943-2017) в роли Владимира
Олег Видов (1943-2017) в роли Владимира

Он вспоминал также о забавном случае, произошедшем на съемках. Лошадь, вернее, конь, вместе с которым герой Видова попадает «в метель», очень боялся ярко горящих осветительных приборов и отказывался входить в кадр, из-за чего съемки постоянно останавливались. Олегу пришлось стать для Орлика и «хозяином», и «дрессировщиком». Только после того, как их отношения окрепли и Орлик стал узнавать актера, удалось продолжить съемки: теперь конь шел за «хозяином», как на привязи, и четко выполнял все команды.

А вот другой случай был не так безобиден. Во время съемок одной из сцен, когда в кадре находилась Валентина Титова, режиссер неожиданно вскочил и с криком бросился на площадку. Сначала никто ничего не понял, Титова решила, что сделала что-то не так. Но Басов резким движением скинул пиджак и стал топтать его ногами. Оказалось, у режиссера в кармане неожиданно загорелся коробок спичек.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Роль гусара Бурмина в фильме исполнил Георгий Мартынюк, всем известный следователь Знаменский из популярного советского сериала «Следствие ведут знатоки». Мартынюк дебютировал в картине Владимира Басова «Тишина», где сыграл Константина Корабельникова. Басов запомнил начинающего актера и пригласил в свой следующий фильм на одну из главных ролей. По сути именно после роли Бурмина к Мартынюку пришла известность.

Георгий Мартынюк (1940-2014) в роли Бурмина
Георгий Мартынюк (1940-2014) в роли Бурмина

Говоря о «Метели», невозможно не сказать о гениальной музыке Георгия Свиридова, созданной им для фильма. Как вспоминал композитор, писать музыку для кино он начал с подачи своей жены. Его выгнали с должности в Союзе композиторов, нужно было на что-то жить. Свиридов не соглашался с женой, возмущаясь, что она заставляет его писать «ерунду». Тем не менее, жизнь заставила сделать выбор. И именно музыка к «Метели» стала визитной карточкой Георгия Свиридова. Она – настоящее украшение ленты.

Композитор Георгий Свиридов (1915-1998)
Композитор Георгий Свиридов (1915-1998)

Интересно, что в одном из эпизодов фильма используется фрагмент из повести «Барышня-крестьянка»! Служанка приносит Марии Гавриловне письмо, на что Мария говорит: «Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!». Служанка отвечает: «Да как же вы нетерпеливы!» – «Ну что ж? правда ли, что он так хорош собой?.. Как бы мне хотелось его видеть!..».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Премьера фильма состоялась 10 февраля 1965 года. Но особого успеха он не имел. Многие зрители и критики и вовсе посчитали ленту неудачей Басова. Знаменитый артист разговорного жанра и автор пародий Бен Бенцианов сочинил следующее четверостишие:

Жил бы Пушкин в наше время,
Посмотрел бы фильм «Метель» –
Сценариста с режиссером
Он бы вызвал на дуэль!

А когда через некоторое время Басов и Титова поехали в ГДР, где состоялся просмотр «Метели», один из немецких режиссеров подошел к Титовой и спросил, кто она и чем занимается. Актриса ответила, что это она сыграла главную роль в картине мужа. «Это были Вы? – воскликнул немец. – Вы должны немедленно убить своего мужа!».

И все же «Метель» заняла свое особое место в истории кино. Благодаря искренним юным исполнителям, волшебной музыке и невероятно красивым пейзажам. А еще, конечно, благодаря прекрасной пушкинской прозе.

Художник А.Д. Рейпольский. Издательство "ЭНАС-КНИГА", 2019
Художник А.Д. Рейпольский. Издательство "ЭНАС-КНИГА", 2019

В нашем издательстве повесть А. С. Пушкина «Метель» вышла в сборнике «Повести Белкина», изданном с цветными иллюстрациями А. Рейпольского. Нестареющая русская классика, которую мы сегодня читаем с неослабевающим интересом, следя за поворотами судеб героев книги. «Повести Белкина» входят в школьную программу и рекомендованы для самостоятельного внеклассного чтения в средней школе.

Художник А.Д. Рейпольский. Иллюстрация к повести "Метель", сборник «Повести Белкина» (изд. "ЭНАС-КНИГА", 2019)
Художник А.Д. Рейпольский. Иллюстрация к повести "Метель", сборник «Повести Белкина» (изд. "ЭНАС-КНИГА", 2019)

Книга "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" с иллюстрациями А.Д. Рейпольского на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.