Разбираем все, что известно о компьютерных играх, и выясняем геймер в семье — дар или приговор?
В 2018-м году игровое расстройство было внесено Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в перечень психических заболеваний. Однако научное сообщество до сих пор не определилось, чего больше в видеоиграх: пользы или вреда? Дело в том, что существуют доказанные положительные эффекты, например, развитие внимания, креативности и улучшение навыка визуальной обработки информации, которые противостоят негативным эффектам, вроде зависимости или взаимосвязи игр с жестоким поведением в реальности.
Зачем люди играют в игры?
Если обобщить, то люди играют в игры, чтобы удовлетворить три ключевые потребности:
- в автономии (потребность чувствовать контроль над своей жизнью);
- в компетентности (важное ощущение собственной эффективности, чувства победы);
- в отношениях (потребность быть связным с другими людьми).
Еще одним важным механизмом является тяга к новому, желание исследовать и быть первооткрывателем. Дело в том, что компьютерные игры действительно являются простым способом закрытия многих социальных потребностей, также они помогают отвлечься от проблем и снять стресс, однако о положительных эффектах гейминга мы поговорим позже.
Что такое игромания?
Разберемся с терминологией. Согласно ВОЗ, игры являются проблемой если:
- Человек теряет контроль над своими игровыми привычками (не может остановиться, представить ни одного дня без игры, нарушает режим и проводит больше времени в онлайн, чем в реальности).
- Часто или постоянно предпочитает игры другим видам досуга и взаимодействия с обществом (например, вместо встречи с друзьями или учебы предпочтет остаться дома и поиграть).
- Продолжает играть, не обращая внимание на негативные последствия (когда сроки работы горят, а он не может остановиться).
Сколько бы человек ни играл, зависимостью считается только то поведение, когда начинаются проблемы с реализацией себя в других видах деятельности и жизни (меньше внимания семье, работе, учебе и личной жизни, а также удовлетворению физиологических потребностей, например, еде и сну). В этой связи важно уточнить, что подобное поведение может быть как актом зависимости, так и защитной реакцией, если во внешнем мире нет поддержки или в нем слишком много негатива, с которым человеку тяжело справиться.
Одним из факторов возникновения зависимости является повышенная выработка нейромедиаторов стресса и удовольствия (кортизола и дофамина) в безопасных домашних условиях. Игра становится успешной, только если способна привлекать и надолго удерживать внимание игроков. Производители игр выставляют грамотную систему поощрения, чтобы игра вызывала зависимость и желание продолжать.
Зависимость возникает тогда, когда в реальной жизни недостаточно положительных эмоций или они не такие яркие, как в онлайне, дофаминергическая система мозга истощается. Так и появляется зацикленность: играть классно, а жизнь не такая яркая, в ней нужно больше делать для достижения подобного эффекта, а у мозга уже есть закрепленный, понятный и легкий способ компенсации негативных эффектов, поэтому в играх возникает потребность.
Важное уточнение: зацикленность проявляется только у тех людей, которые склонны к изменению гуморальной регуляции (способности приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды), а также у тех, кто страдает депрессивными расстройствами, эмоционально нестабилен, быстро утомляем и низко работоспособен.
Позитивные эффекты игр
- Улучшение визуального восприятия информации. Ученые обнаружили, что видеоигры могут привести к улучшению остроты зрения и повысить способность к нахождению объектов в отвлекающей обстановке.
- Тренировка концентрации внимания. Увлечение шутерами (стрелялками) доказано помогает фильтровать поступающую информацию и концентрироваться на конкретной задаче. Эффект от таких игр можно сравнить с игрой на музыкальных инструментах.
- Видеоигры как валерьянка. Согласно исследованиям видеоигры могут вызывать целый рад эмоций (как положительных, так и отрицательных). Таким образом, правильный выбор игр может уменьшить стресс, улучшить настроение, расслабиться и отвлечься от реальных проблем. Есть исследование, которое подтверждает, что казуальные игры (игра, предназначенная для широкого круга пользователей, не требующая усидчивости и других специальных навыков) на мобильных телефонах снижают симптомы депрессии и улучшают отношения со сверстниками.
- Развитие стратегического мышления. Небольшое исследование этого года доказало, что игры с элементами стратегии и экшена требуют у участников умение стратегически мыслить. При помощи электроэнцефалографа (ЭЭГ) и тестов на внимательность было выяснено, что у профессиональных геймеров зрительно избирательное внимание позволяет обрабатывать внешние сигналы на 50-100 миллисекунд быстрее, чем у обычных игроков.
- Повышение креативности. В обзорной работе отечественных исследователей было доказано, что игры повышают творческую активность, улучшают воображение, повышают фантазию, способствуют развитию интуитивного мышления у детей, а также развивают когнитивную гибкость.
Негативные эффекты игр
Американская психологическая ассоциация (АПА) в своем метаанализе доказала закономерность между любовью к жестоким играм и проявлением агрессии в реальной жизни. В своей работе они подчеркнули, что только игры не могут стать источником агрессии, так как являются недостаточным психологически искажающим стимулом. Однако есть и противоположные исследования, которые доказывают, что видеоигры никак не могут способствовать проявлению агрессии. В 2015-м году было проведено исследование, в котором выяснили, что в течение нескольких месяцев после выпуска новой версии ГТА и ряда других жестоких игр в стране снижался уровень преступности. Ученые связали это с необходимой психологической разрядкой и высвобождением агрессии без реального насилия. Из этого следует только то, что эмоционально нестабильным или сложным подросткам, склонным к проявлению агрессии, противопоказано злоупотребление шутерами.
Игромания рассматривается как феномен отчужденной реальности и акт способный привести к депрессивным расстройствам. Главный негативный эффект видеоигр — зависимость. При разумном употреблении или жестком лимитировании они не способны нанести никакого вреда. В одном из исследований было доказано, что дети, которые играют в видеоигры не больше одного часа в день, эмоционально благополучнее, чем те, кто вообще не играет. Также в масштабном исследовании 2014-го года (в нем принимали участие 192 тысячи школьников) был разрушен миф о том, что видеоигры влияют на успеваемость детей (но только если не брать в счет игроманов и детей, играющих больше одного часа в сутки).
Таким образом, в вопросах видеоигр важнее всего — мера. Они не нанесут никакого вреда и принесут только пользу, если человек сможет держать себя в руках и не выходить за ежедневную норму игр. Зависимость от игр проявляется не только в самом процессе “играния”, но и в просмотре за тем, как играют другие люди (это психологическая уловка, снимающая ответственность с человека, имеющего зависимость, все из-за действия зеркальных нейронов). Важное уточнение: людям, уже склонным к игровой зависимости, не стоит воспринимать этот материал, как одобрение и руководствоваться положительными эффектами для возобновления гейминга.
Не пропустите новые публикации! Все анонсы в нашем telegram-канале.
Основной источник: