Найти тему
Мужское мнение

Чему я научился, играя в компьютерные игры

Оглавление

Привет. Давайте немного поговорим о компьютерных играх. Предлагаю сделать это в не самом привычном ключе: сейчас принято ругать игры, обвиняя их в подмене реальности. В этом, безусловно, есть доля правды, но истина, как всегда, где-то рядом.

Я не считаю игры абсолютным злом. Здесь нужен баланс, гармония, золотая середина. Если человек целыми днями играет, забывая поесть и совсем похоронив свои амбиции, — это несет разрушительные последствия. Но давайте представим, что играет достаточно дисциплинированный человек. Например, после работы или учебы. Он не забивает на все остальное ради игр, хотя иногда может засидеться до поздней ночи. Так ли это плохо?

А еще есть геймеры, которые сделали игры делом своей жизни. Они ведут трансляции на Ютубе и Твиче, зарабатывая солидные деньги. Признаюсь честно: я всегда немного завидовал людям, которые смоги превратить хобби в источник приличного дохода. Это ли не счастье — делать то, что ты любишь и получать за это деньги.

Ну да ладно. Я не профессиональный геймер или стример, поэтому я вынес из игр немного другой опыт. В последние несколько лет я ни во что не играю, потому что не хватает времени, маленькая дочь тоже требует внимания. Да и хобби изменилось — теперь я люблю писать.

Выводы, которые я сделал, играя в игры

Итак, вот что я осознал. В общем-то, простые и очевидные вещи.

Вещь первая

В жизни важно ставить простые и четкие цели. Чем проще — тем лучше. А за их достижение давать себе вознаграждение. Вы спросите: погоди, дружок, а при чем тут игры? А при том, что в игре всегда есть простая и четкая цель. Именно этим они притягивают миллионы людей по всему миру. В жизни все так расплывчато и сложно, я хочу вроде бы стать богатым, но это так долго и сложно. А я же хочу наслаждаться жизнью вместо того, чтобы 20 часов в сутки проводить за работой.

Вижу цель — не вижу препятствий. Именно этот принцип используют в играх, именно он так манит своей простотой
Вижу цель — не вижу препятствий. Именно этот принцип используют в играх, именно он так манит своей простотой

Забавно, но в играх тоже часто бывают сложные моменты, и тем не менее, геймеры готовы часами напролет бить непобедимого босса, чтобы пройти дальше. А потому что в игре награда гарантирована: в конце Ведьмак найдет свою Цири (Ведьмак-3: Дикая охота), а Элли обязательно победит Эбби (The Last of Us Part II). Иначе быть не может. В жизни все намного сложнее, и награда не гарантирована. Бизнес может не выстрелить, а девушка мечты элементарно отказать. Череда неудач, потеря уверенности, низкая самооценка… Где найти опору, чтобы вернуть веру в себя? Мой совет — в играх. Но играть не для того, чтобы заменить реальность, а чтобы наблюдая за героем, осознать вторую простую вещь, о которой чуть позже.

А пока еще один вывод: чтобы жизнь не казалась такой сложной, а будущее таким расплывчатым, важно ставить предельно простые и быстро достижимые цели. А потом вознаграждать себя, при чем награда должна расти пропорционально сложности цели: я заработал за месяц сумму, которую хотел, поэтому покупаю себе бутылку бурбона/новый гаджет/часы/машину и т.д. Здесь все зависит от личных предпочтений и размера зарплаты. А если заработал больше желаемой суммы, и ради этого пришлось выжать себя как лимон, покупаю еще и путевку на Канары/новый телевизор/последний Айфон и т.д.

Вещь вторая

Движение к цели не бывает простым. И чем масштабнее цель, тем больше препятствий. А в играх — страшнее монстры. Взять того же Ведьмака-3: вначале приходиться бить всяких призраков и гулей, а ближе к концу игры появляются всадники дикой охоты, представляющие собой серьезную угрозу. В жизни монстры не имеют четких очертаний: приходится подстраиваться под обстоятельства, принимать решения, учиться и преодолевать себя. И чем масштабнее цель, тем сложнее с этим справиться. Ну взять снова деньги: заработать 30 тыс. можно с минимальными усилиями, а вот чтобы поднять в месяц 300 тыс., придется всерьез подумать, найти решение и, скорее всего, потратить не один год. Выигрыш в лотерею — не вариант, потому что вероятность ниже, чем попасть под машину.

Масштабнее цель — опаснее монстры. Все как в жизни
Масштабнее цель — опаснее монстры. Все как в жизни

Поэтому не стоит настраиваться на легкий путь: сейчас я как по маслу проложу путь к миллионам, яхте, идеальной женщине, спокойной жизни. Так не будет. Чтобы добиться своего, придется всерьез напрячься.

Вещь третья

Чтобы вторая вещь не вгоняла в депрессию и не служила поводом все бросить, необходимо решение, которое предлагают игры. Оно также хорошо известно: любую сложную и масштабную цель необходимо разбить на множество маленьких шагов. Возьмем снова Ведьмака-3 (да, это моя любимая игра, что скрывать): Геральт ищет Цири, но она, кажется растворилась в пространстве. Ее видели и там, и здесь, но затем она отовсюду исчезла. И вот Геральт начинает свои поиски с простых шагов: он посещает места, где видели Цири и общается с людьми, непосредственно с ней контактирующими. А в качестве награды за пройденные этапы игрок получает новые мечи, доспехи и, конечно, захватывающие истории (один отрезок с Кровавым Бароном вполне достоин книги).

Карты и обозначения облегчают прохождение игр. Этот подход работает и в жизни
Карты и обозначения облегчают прохождение игр. Этот подход работает и в жизни

Если взять за основу этот принцип в жизни, достижение глобальных целей станет проще. Ну например.

Так, я хочу зарабатывать 200 тыс. рублей в месяц. Как этого достичь? Что мне нравится, что я могу? Ага, сейчас я менеджер с зарплатой 40 тыс. рублей. Облизывать начальство в надежде на повышение — долго и вероятность успеха даже не 50 на 50. Что мне нравится? Мне нравятся игры, я неплохо мыслю логически и в школе любил математику. Могу стать программистом — для них сумма в 200 тыс. вполне обыденна, и это не предел. Значит мне нужно: 1. Пройти курсы. 2. Набраться практического опыта. 3. Выучить английский, без него никак, да и так можно работать на иностранцев, они больше платят. Окей, тогда в этом месяце мне нужно выбрать интересный и востребованный язык, найти подходящую обучающую программу и записаться. В следующем — выучить столько-то англ.слов, поговорить с носителями языка в интернете, еще через месяц — написать свою первую простую программу. И за прохождение каждого этапа я дам себе небольшую награду.

Вещь четвертая

Я уже упомянул выше о захватывающих историях. Так вот, интересная игра — это всегда захватывающая история. Даже если это шутер, в нем так или иначе присутствует история, иначе он просто не будет держать внимание, а такая игра обречена на провал. Современные разработчики это понимают, поэтому игры все больше становятся похожи на кино. Ну а если говорить о Ведьмаке, The Last of Us или Uncharted, то здесь история чуть ли не важнее геймплея.

Возможность стать участником захватывающих приключений приковывает к экранам миллионы геймеров. А что если сделать жизнь такой же захватывающей?
Возможность стать участником захватывающих приключений приковывает к экранам миллионы геймеров. А что если сделать жизнь такой же захватывающей?

Но вернемся к аналогиям с жизнью. К сожалению, она часто бывает скучна и обыденна. В ней нет таких интересных событий, захватывающих историй и приключений. Так создавайте их! Какой смысл в цели, которая не будоражит и не радует? Цель — не обязательно деньги, я просто привел такой пример для простоты. Покопайтесь в сознании и подсознании, чтобы найти свою. Жить навязанными извне целями — это худшее, что можно представить. Сейчас отовсюду кричат, что нужно стать богатым и успешным, ездить на дорогой машине и позволять себе больше, больше, больше… Это точно ваша цель? Или же ее навязало информационное пространство? Подумайте об этом. Свой ответ я уже нашел.

Вещь пятая, заключительная

Это может показаться нелогичным, но меня игры научили не жалеть ни о чем. Ну вот играешь ты в Любимого Ведьмака-3, игру с нелинейным сюжетом. От твоих решений зависит концовка. Ты прошел игру, и она тебе не понравилась. Что ты делаешь? Правильно, загружаешь сохранение и переигрываешь по-другому. В жизни так не бывает. Не получилось — это значит не получилось. Точка. Можно делать выводы и не повторять ошибок, но переиграть не получится. Поэтому решения должны быть взвешенными и твердыми.

В жизни не получится поставить паузу или загрузить сохранение
В жизни не получится поставить паузу или загрузить сохранение

Ну и еще игры наглядно показывают, что ошибки — часть опыта. Вот ты столкнулся с новым противником и он быстро тебя победил. Ты бьешь его до тех пор, пока не победишь. И каждый проигрыш — это наблюдение, изучение тактики соперника и выработка своей собственной. Так и в жизни. Ошибки — неотъемлемая часть роста. Банально, но факт.

На этой ноте заканчиваю материал. Это лишь мой субъективный взгляд на игры. Как всегда, все зависит от точки зрения: даже в черном можно найти другие оттенки, если хорошо присмотреться.

Если вам понравилось, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.