Найти тему
ПРОучитель

Образование становится менее доступным

freepik.com
freepik.com

Система образования в нашей стране не первый год испытывает трудности. Дистанционное обучение обнажило многие проблемы, на которые раньше старательно закрывали глаза. Почему образование становится менее доступным? Попробуем разобраться.

Первая и, пожалуй, самая главная причина-кадровый голод. В школах наблюдается катастрофический дефицит учителей. Откройте любой сайт по поиску работы, вакансии учителей всегда открыты. Не хотят молодые педагоги работать в школе-зарплата ничтожно мала.

Я проходила через это. Мне, как молодому специалисту, который только-только покинул стены университета, предлагали оклад в размере 8.200 т.р.; с оговоркой, что обязательно дотянут до МРОТ. Или другой вариант-взять нагрузку побольше, тогда и зарплата дотянет тысяч до 15. Молодой специалист не осилит такой объем работы-подготовка к урокам, проверка тетрадей, бесконечные отчёты. Ах да! В некоторых школах молодым учителям вешают еще и классное руководство...

Не последнюю роль играет низкий социальный статус учителя, как любят говорить некоторые директора школ:"вы оказываете образовательную услугу". Услугу, верно. Но разве это даёт право превращать педагога в обслугу, лишённую каких-либо прав? Родители и дети могут повышать голос, писать гневные сообщения и обвинять учителя в чём угодно, только бы не признавать,тот факт, что ребёнок весь урок играл в телефоне, а не учился. Молодой педагог приходит, и через месяц убегает из школы, несмотря на то, что шёл работать с большим энтузиазмом и горящими глазами: сеять доброе,вечное,разумное.

freepik.com/
freepik.com/

Кадровый голод приводит к тому, что у детей неделями, а то и месяцами не ведутся некоторые предметы. Как правило, в таких случаях на помощь приходят социальный педагог, психолог,библиотекарь и так далее. Но какой математике научит психолог? У него нет соответствующего образования. А школе нужно хоть как-то закрыть дыру в расписании, выкручиваются как могут. Могут даже учителя истории срочно отправить на курсы профессиональной переподготовки и получается учитель - универсал.

Каждый день от администрации приходят разнарядки: 10 человек отправить на патриотический конкурс, 7 человек на экологическую акцию. Стоит ли рассказывать,что эти мероприятия бесконечные? Успевай урок вести и параллельно регистрировать учеников на очередное мероприятие.

Еще одной проблемой современной школы является инклюзивное образование. На самом деле в нём нет ничего плохого, очень здорово, когда каждому человеку предоставляется возможность учиться в общеобразовательной школе,вне зависимости от его физических и умственных способностей. Но то,в каком виде инклюзия реализуется в наших школах-это катастрофа. С такими детишками должны работать люди, имеющие специальное образование, за ребёнком закрепляется тьютор, своего рода помощник. Это в идеале.

А в реалиях происходит так, что ребенка бросают в обычный нормотипичный класс, и учитель пытается хоть как-то найти подход к ребёнку, разработать индивидуальный маршрут. Это сложно,потому что помимо этого ребёнка, в классе ещё около 30 человек. Качество образования в таких случаях снижается. По другую сторону кричат родители оставшихся 30 детей: "Вы не нашли индивидуальный подход к моему ребёнку!" Так как его найти,если учитель в классе один? Но кого это волнует... Педагог перегорает и уходит из школы.

freepik.com/
freepik.com/

В след за снижением качества образования появляется вполне нормальный вопрос "А как подготовиться к ГИА и ЕГЭ". Необходимо же закрывать пробелы в знаниях. В некоторых школах,организовывают курсы подготовки к экзаменам, но они не всегда бесплатные. Кто-то из родителей отправляет ребёнка к репетитору. А что делать тем детям, у родителей которых нет денег на репетитора? Выход один- готовиться самостоятельно. Однако в этом случае нужно приложить немало усилий.

И наконец о самом наболевшем-дистанционном обучении. Как показали недавние события, образование не было готово в должной мере перейти в онлайн. Хотя мы каждый год слышим о внедрении новых технологий, компьютеризации классов, образовательных платформах. Что получилось в итоге? Некоторые дети оказались отрезаны от возможности получать образование дистанционно, по самым разным причинам: бесконечно тормозящие платформы, отсутствие техники,а в некоторых случаях полное отсутствие интернета.

Глубинка нашей страны особо остро прочувствовала все прелести "доступного" образования. Впрочем, как и мы все.