Найти в Дзене

Хорошо известные и малоизвестные актеры Центрального ансамбля Волгостроя послевоенного периода

Ярославская область исторически и духовно связана с театральным искусством как Родина первого русского театра. В 30–50-е годы прошлого века в нашей области работали известные и талантливые режиссеры: Наталья Ильинична Сац и Сергей Эрнестович Радлов. И если о работе в театре Волгостроя Н. И. Сац рассказала в своем романе «Жизнь – явление полосатое», то о театре Волгостроя послевоенного периода до недавнего времени было практически ничего не известно.

Сац Н. И., 30-е годы XX века
Сац Н. И., 30-е годы XX века

Театр Волгостроя получил название «Драмджаз под руководством Н. И. Сац», а театр С. Э. Радлова стал Центральным Театральным ансамблем КВО Волгостроя «Джаз».

Радлов С. Э. 40-е годы XX в
Радлов С. Э. 40-е годы XX в

По нормам ГУЛАГа на каждого заключенного выделялось 1,5 копейки в день на культурно-воспитательные нужды, на эти деньги выписывали газеты, оформляли стенгазеты, а часть денег расходовали на работу театрального коллектива. Для каждого руководителя лагеря было гордостью иметь свой театр и показать, какие известные во всем мире артисты играют в его «крепостном театре».

Театральный ансамбль КВО МВД «Волгостроя». Фото из книги В. Гайдабуры
Театральный ансамбль КВО МВД «Волгостроя». Фото из книги В. Гайдабуры

Центральными фигурами театра Волгостроя послевоенного периода стали Сергей Эрнестович Радлов и его жена Анна Дмитриевна. Радловы попали в лагерь за работу на оккупированной территории. Они сами попросились на Родину, в СССР был единственный сын Дмитрий. Но по возвращении были арестованы и отправлены в Переборы. В лагере их не разлучили, они могли видеться и работать вместе. Сергею Эрнестовичу поручили создать театральную труппу, набрать среди заключенных танцовщиков, актеров и музыкантов для своего театра.

-4

Эрих Франц Зоммер (заключенный Волголага) вспоминал, как встретил Радлова во время своей первой прогулки по лагерю.

«Он повел меня в здание клуба, в котором у него были кабинет и спальня. Не без гордости он показал мне сцену и зрительный зал, скамейки которого были рассчитаны на 200 и более персон. «Здесь у нас театр и для лагерных условий совсем неплохой. Не только пьесы, но и балет, и опера. Конечно, не такой, как в Ленинграде, но значительно лучше, чем в Щербакове.
… После первой экскурсии мы вернулись в kabinka Радлова, деревянный чуланчик с кроватью и столиком, некоторый уют которому придавали заставленные книгами полки и разрисованный местными художниками настенный ковер с излюбленным лагерным сюжетом – тремя богатырями Васнецова. «Вы, наверное, поражены этой роскошью», – прокомментировал Радлов мой удивленный взгляд, – «что ж, не так уж плохо быть "заслуженным режиссером Советского Союза"».

Кем же были люди, объединенные талантом Сергея Эрнестовича и Анны Дмитриевны?

В 2009 году в Украине вышла книга Валерия Гайдабуры «Гулаг и свет театра», где автор опубликовал письма Анны Дмитриевны и Сергея Эрнестовича, а также практически полностью восстановил репертуар и состав лагерного ансамбля.

Валерий Гайдабура
Валерий Гайдабура

В 1946 году в лагере было еще много тех, кого забрали в 1937 году, но состав менялся. Постоянно пребывали эшелоны с побывавшими в плену фронтовиками, с теми, кто проживал на оккупированной территории, и огромным количеством прибалтийцев. Большинство осужденных пытались выжить с помощью своей профессии, имели возможность эмигрировать, но остались на Родине, и были лишены свободы на долгие годы.

Театральный ансамбль КВО МВД «Волгостроя». Фото из книги  В. Гайдабуры
Театральный ансамбль КВО МВД «Волгостроя». Фото из книги В. Гайдабуры

Почти весь коллектив состоял из профессиональных актеров, которые в прошлом (до войны) играли в разных театрах и театральных коллективах страны, но были в труппе и «блатные».

В труппе участвовали артисты драмы в разное время около 18 человек, артисты балета около 10 человек, вокалисты 5 человек и оркестр. Всего около 100 человек. Были в театре и художники, и осветитель, и костюмер. Был и свой консультант по костюмам, этим занималась Анна Дмитриевна Радлова в редкие моменты улучшения самочувствия.

Ангелом-хранителем Анны Дмитриевны в лагере была Феофания Яковлевна Шуфир. Жизнь Анны Дмитриевны поддерживалась капельницами с глюкозой, витаминами, которые передавала сестра Сарра Дмитриевна.

Репертуару театра Волгостроя мог позавидовать любой театр. Спектакли ставились под живую музыку, в балетные спектакли включались драматические эпизоды, а в драматические балетные. С. Э. Радловым были поставлены комедии, драмы, современные постановки, классика, концерты и многое другое.

Роль помощника Сергея Эрнестовича (СЭРа) взял на себя Николай Иванович Трегубов (1912-1997), артист балета, балетмейстер, заслуженный артист Украинской СССР. Николай Иванович был осужден за работу балетмейстером Львовского оперного театра во время оккупации.

Трегубов Николай Иванович
Трегубов Николай Иванович

В лагерном театре во многом благодаря ему артисты достигали в работе максимальных результатов. Он учил «не назиданием, а любовью к балету, полной всепоглощающей любовью», и не последовать за ним было невозможно.

Он вспоминал:

«В лагере не было цехов, артисты сами себя обслуживали.. из картона делали канделябры, вставляли в них лампочки.. делали яблоневый сад для «Сна в летнюю ночь»…рубили сухие деревья и к веточкам приклеивали яблоки. Яблоки делали из ваты, обклеивали марлей и красили.. для каждого шили костюмы и еще каждый для себя..…иногда вещи обменивали на продукты у блатных».
Николай Иванович чуть не погиб в лагере, его проиграли в карты и проигравший ночью должен был зарезать балетмейстера. Будущего убийцу звали Рябой. У него была личная обида на Николая Ивановича. Рябой лихо бил чечетку и хотел поступить в театр. Состоялся весьма представительный худсовет. На просмотр Рябого пришли Радлов, Дудко и Трегубов. Трегубов сказал, что брать нельзя из-за личных качеств Рябого. Пленный немец, он охранял труппу (никто не запомнил его имя) увидел, как Рябой вынимал стекло из окна, чтобы ночью рассчитаться с карточным долгом, схватил его и выдал администрации лагеря.

Костяк театра составили актеры Калининского театра. По приговору военного трибунала за работу на оккупированной территории 3 июня 1942 года получили по десять лет лагерей с поражением в правах на пять лет Яковлев Василий Гаврилович, Дворников Иосаф Александрович, Мария Перемышлева.

Евгения Яковлевна Принц (находилась в заключении в Волголаге с 1941 по 1954 годы) вспоминала, что в 1943 году к ним привезли группу артистов, «причем им сказали, что они едут на гастроли».

В это же время в лагерь поступила и Печковская Таисия Александровна, работавшая в Малом Оперном театре и арестованная после того, как стало известно, что ее муж известный оперный певец Николай Константинович Печковский выступает у немцев. Таисия Александровна была приговорена к 8 годам заключения и умерла в лагерной больнице в 1942 году.

Актеры Калининского театра смогли пережить заключение. Иосаф Александрович Дворников у Радлова сыграл Отелло, роль Дудукина в комедии «Без вины виноватые» и многие другие роли.

Актеры театра Волгостроя. Дворников Иосаф Александрович, Агабеков Рустамбек, Грачева Ангелина, Радлов Сергей Эрнестович
Актеры театра Волгостроя. Дворников Иосаф Александрович, Агабеков Рустамбек, Грачева Ангелина, Радлов Сергей Эрнестович

Василий Гаврилович Яковлев после освобождения играл в театре Рыбинска, а позднее по приглашению Сергея Эрнестовича в Даугавпилском театре. В Переборах Василий Гаврилович сыграл Самозванца, Гамлета, Незнамова многие другие яркие роли.

Яковлев Василий Гаврилович(1913-1984)
Яковлев Василий Гаврилович (1913-1984)

У Василия Гавриловича было много совместных юмористических номеров с Василием Наумовичем Стальским. Их так и называли «Два Василька».

Стальский В. Н. и Яковлев В.Г
Стальский В. Н. и Яковлев В.Г

Во время гастролей театра в Угличе, актер Василий Наумович Стальский встретил Елену Николаевну Гнедину, которая работала в Угличском клубе заведующей. Они полюбили друг друга, стали встречаться, переписываться. Связь с заключенным для члена партии имела свои последствия. По результатам проведенной инвентаризации в клубе, Елена Николаевна была осуждена на 5 лет ИТЛ. Суд проходил в Рыбинске. Дальше Елену Николаевну отправили на Волгострой на участок «Каменники» на общие работы. Вмешался Василий Наумович и договорился о переводе Елены Николаевны сначала в бухгалтерию, а потом в театр.

Стальский В. Н. и Гнедина Е. Н. Фото из книги В. Гайдабуры
Стальский В. Н. и Гнедина Е. Н. Фото из книги В. Гайдабуры
Стальский В. Н. и Гнедина Е. Н. Фото из книги В. Гайдабуры
Стальский В. Н. и Гнедина Е. Н. Фото из книги В. Гайдабуры
Стальский В. Н. и Гнедина Е. Н. Фото из книги В. Гайдабуры
Стальский В. Н. и Гнедина Е. Н. Фото из книги В. Гайдабуры

В разное время артистами театра были Бордуков Лев Михайлович (артист МХАТа), доподлинно неизвестна причина его ареста, но отбывавшие с ним наказание вспоминали, что за рассказанный анекдот.

Бордуков Лев Михайлович
Бордуков Лев Михайлович

Грачева (Леонтьева) Ангелина Васильевна (актриса, режиссер Народного театра Калмыкии), Язева Алла Михайловна, Федеряева Галина (С. Э. спас ее от общих работ) и многие другие.

Грачева (Леонтьева) Ангелина Васильевна. Фото из архива Мемориала
Грачева (Леонтьева) Ангелина Васильевна. Фото из архива Мемориала

У Анны Дмитриевны Радловой в труппе была своя любимая актриса Валентина Семеновна Кобяк, с ней она много репетировала и считала, что у «Валентины есть дарование».

Грачева (Леонтьева) Ангелина Васильевна. Фото из архива Мемориала
Грачева (Леонтьева) Ангелина Васильевна. Фото из архива Мемориала

Грачева Ангелина Васильевна до ареста служила в военно-строительном отряде, была арестована в Германии в сентябре 1945 года и была осуждена на 10 лет лишения свободы по политической статье.

Она вспоминала, что из Франкфурта везли этапом целый эшелон политических заключенных. Кормили соленой рыбой и сухарями. В Москве люди в вагоне кричали: «Москва, мы тебя защищали, дай нам воды!».
Грачева (Леонтьева) Ангелина Васильевна. Фото из архива Мемориала
Грачева (Леонтьева) Ангелина Васильевна. Фото из архива Мемориала

Среди артистов балета выделяются имена: Трегубова Николая Ивановича, Дудко Михаила Андреевича, Сфаелло Лидии, Градовской Марины Петровны.

Дудко Михаил Андреевич. Фото 30 - е годы XX в
Дудко Михаил Андреевич. Фото 30 - е годы XX в

Михаил Андреевич Дудко (1902-1981) – артист балета, окончил Лениградское хореографическое училище, до 1941 года был солистом Мариинского театра, в 1941 году в оккупации выступал в концертной бригаде вместе Н. К. Печковским. Был осужден на 8 лет ИТЛ. Голос Дудко «был в коллективе почти столь же значим, как и голос Радлова». От повседневных интрижек труппы он дистанцировался, но часто гасил конфликты ненавязчивым советом и дипломатическим посредничеством.

Дудко Михаил Андреевич. Фото 30 - е годы XX в
Дудко Михаил Андреевич. Фото 30 - е годы XX в

Валентина Михайловна Григорьева – актриса театра, много лет спустя рассказывала внуку Сергея Эрнестовича Радлова, Сергею Дмитриевичу, о первой встрече с Михаилом Дудко.

Дудко Михаил Андреевич. Фото 30 - е годы XX в
Дудко Михаил Андреевич. Фото 30 - е годы XX в
«Однажды в барак, где жили артисты театра, пришел начальник культмассового сектора лагеря. «Опознайте Дудко, – мрачно сказал он. «Он..мертвый? – спросил кто-то. Начальник сектора не ответил. Несколько артистов из балетной труппы пошли опознавать. За ними увязалась воровка Шура. Начальник сектора неодобрительно взглянул на нее. «Я смотрела «Красный мак» в «Кировском», – робко сказала она.
Дудко был живой. Он стоял в порванном пальто, очень худой. На нем была кепка без козырька. Пока везли в лагерь, курить было нечего. Вот находчивые зеки и вытащили картон из козырька, скурили. «Сделай-ка «па»,– распорядился образованный начальник сектора после опознания. Дудко попытался сделать «па», опустился на колени, а встать не смог. Не было сил».

Градовская Марина Петровна до войны была солисткой балета госфилармонии в городе Симферополе. Когда город был оккупирован немецкими войсками, Марина Петровна выступала в немецких клубах в качестве балерины, после войны была арестована и осуждена по статье 58-1 к 10 годам ИТЛ. В лагере ее партнером был Михаил Дудко.

Градовская Марина Петровна
Градовская Марина Петровна

Гнедина Елена Николаевна вспоминала:

«А в лагерь Марину бросили, вспомнив, что во время немецко - фашистской оккупации она работала в театре, где слишком темпераментно танцевала «Яблочко» для немецких генералов».

Еще одной балериной была Лидия Сфаелло, балерина Большого театра. Вышла замуж за сотрудника американского посольства в Москве по фамилии Эванс и осмелилась присоединить американскую фамилию к своей и стала Сфаелло Эванс. Вероятно, за это и была осуждена. Она потеряла волю, любимого человека, но лагерь подарил ей талантливого партнера, Николая Ивановича Трегубова, и счастье выступлений в солирующих партиях. Среди артистов балета театра были также Анджан Тося, Рустамбек Агабеков, Дементьев Николай, Клименко Андрей и Марченко Марина Яковлевна.

Сфаелло Лидия
Сфаелло Лидия

В театре были и свои вокалисты: Баксан Леонид Григорьевич, Григорьева Валентина Михайловна, Мурзаева (имя, отчество неизвестны), Белоусова (имя, отчество неизвестны, в лагере исполняла русские народные песни). Григорьева Валентина Михайловна вспоминала годы, проведенные в лагерном театре, «как лучшие в жизни».

Баксан Л.Г. в роли Юродивого в постановке «Борис Годунов»
Баксан Л.Г. в роли Юродивого в постановке «Борис Годунов»
«Потом было страшнее. Десять лет поражения в правах – запрет жить в родном городе. …где бы ни появлялась – на стройке, на лесоповале, в конторе, ей бросали отвратительно знакомое: «Ну, ты, артистка».

Леонид Григорьевич Баксан – молдавский оперный певец, во время войны служил румынским переводчиком, был осужден по 58 статье на 10 лет лагерей и отправлен в Переборы. Два года работал на общих работах, а потом в лагерь с гастролями приехал театр Радлова и Баксана пригласили на прослушивание.

Леонид Григорьевич спел песенку Герцога из «Риголетто» и держал верхнюю ноту так долго, как будто от нее зависела его жизнь. Радлов восхищенно воскликнул: «Беру». С этой минуты судьба Баксана была решена. Он готов был репетировать часами, каждую новую песню воспринимал как подарок судьбы, каждый концерт как праздник.

Леонид Баксан пел арии из опер, неаполитанские и советские песни, и молдавские напевы. В лагерном театре Леонид Григорьевич встретил и свою жену Валентину Петровну (1923-2009). В труппе она выступала как чтец, работала портнихой и костюмером.

В театре был замечательный оркестр, играли на праздниках, при выводе на работу, среди участников оркестра в разное время были: Михайлова О.А., Леонтьев В. В. (играл на трубе), Эрлих А. М. (играл на скрипке), Рябич Б. М., Кирнас Г. Я. и многие другие.

Из архива Рыбинского музея - заповедника
Из архива Рыбинского музея - заповедника

Периодически в лагере случалось непоправимое, готовый спектакль не успевали сыграть, артисты умирали.

В заключении умерли Анна Дмитриевна Радлова, Василенко Любовь Герасимовна, Островский Михаил Петрович, руководитель оркестра Соловьев и другие.

-25

Анна Дмитриевна умерла на руках супруга в 1949 году, по воспоминаниям Грачевой (Леонтьевой) Ангелины Васильевны: «Сергей Эрнестович замкнулся в себе и хотел последовать за супругой».

Василенко Любовь Герасимовна была осуждена на 8 лет ИТЛ за работу заместителем директора Алупкинского музея во время оккупации. Любовь Григорьевна сыграла роль донны Анны в «Каменном госте», Попову в пьесе «Медведь» и роль Кручининой в комедии «Без вины виноватые», которую она играла, по словам Сергея Эрнестовича, «лучше всех».

Михаил Петрович Островский умер во время репетиции от сердечного приступа. В театре он играл Мурова в комедии «Без вины виноватые», Дона Гуана в «Каменном госте» и других постановках.

Артисты театра проводили большую культурную работу, выступали с концертами практически во всех лагерных пунктах Волгостроя, выезжали и в другие лагеря, а также выступали перед вольнонаемными сотрудниками и жителями окрестных городов.

Актеры театра Волгостроя. Фото из книги В. Гайдабуры
Актеры театра Волгостроя. Фото из книги В. Гайдабуры

Из воспоминаний Бориса Самойловича Левита (администратора театра):

«К гастролям готовили 3 концертные программы и 2 спектакля. И за три месяца давали около 75 выступлений. Выступали и днем, и вечером. И для дневной, и для ночной смены. И в стационарах, и в оздоровительных пунктах».

Гастроли длились по несколько недель, «разъезжали с конвоем и собаками», иногда было 3-4 выступления в день. Конвоиры тоже участвовали в выступлениях. На гастролях переодевались в штатское и работали билетерами или статистами на сцене.

Артистов театра особенно ждали в Угличе, Рыбинске, Пошехонье. Это были гастроли анонимного театра, имена артистов называть было запрещено. Но спектакли и концерты пользовались неизменным успехом. Театр делал большие денежные сборы. Артисты получали внутреннее удовлетворение от осознания, что делают важное дело, возможность творить вызывала иллюзию свободы, делало счастливым пусть и за колючей проволокой.

Участники коллектива получали зарплату, иногда премии в размере месячной зарплаты и благодарности, которые заносили в личное дело. Артисты могли перечислять средства на свой личный счет, но продержаться без финансовой помощи родных и посылок было невозможно.

В данной публикации мы упомянули лишь несколько имен из длинного списка участников театрального коллектива Волгостроя, но за каждым именем судьба, которая могла сложиться иначе.

Но театр был в их жизни, как был в их жизни великий режиссер, Сергей Эрнестович Радлов, и зрители Ярославской области, которые и более полвека спустя вспоминают гастроли театра Волгостроя.

Закончим рассказ мы словами Леонида Григорьевича Баксана:

«…моя творческая жизнь состоялась. Пусть с опозданием на 10 лет. Я не жалею об этих годах. Они подарили мне дружбу людей с гордым духом, чистой совестью и открытым сердцем».