На примере Римской империи и Византии.
В современном государстве люди подчиняются, потому что боятся. Любой протест будет жестоко подавлен государством. Такую идею представил Томас Гоббс в 17 веке. Страх правит людьми. Против мощи государства человек устоять не может.
В римском государстве и Византии люди подчинялись по другим причинам.
Сначала определим понятие Византии как период в истории Римского государства, который начался в правление императора Юстиниана Великого (527-565 годы). Заметим, что название «Византия» стали использовать европейские ученые уже после захвата Константинополя турками в 1453 году.
Но в официальном документообороте Византии страна всегда называлась «Римской империей» («Imperium Romanum»), жители – «римлянами», «ромеями» («populus romanus», «romaioi»), а столица – «Новым Римом» («Nova Roma»).
А вот сущность римского государства при Юстиниане I кардинально изменилась. Государство стало христианским. Сам смысл существования государства приобрел христианское значение. Это получило название «симфония властей». В VI новелле Кодекса Юстиниана, принятой в 535 году, сказано так:
«Величайшие дары Бога людям – священство и царство. И чтобы служить божественному, нужно о человеческом заботиться и управлять. Только так будет приведена в порядок человеческая жизнь».
Отныне быть римлянином – означает быть христианином.
Если раньше римский правопорядок «Pax Romana» признавался как лучший - в смысле угодный всем богам, которых римляне включали в свой пантеон. И быть римлянином - значило пользоваться покровительством всех своих богов. Не подчиняться властям - это рисковать прогневать каких-то богов и понести кару от них во время земного существования.
Но византийский правопорядок «Pax Christiana» признается как наилучший для исповедования только христианства. Быть византийцем – значит быть праведным христианином. Не подчиняться властям – это отказываться от христианского пути и спасения души в посмертном существовании.
Если в римской республике-империи государственный аппарат формировался в результате демократических выборов, т.е. в конкурентной борьбе из лучших представителей римского народа. И властные полномочия избираемых чиновников были ограничены короткими сроками занимаемых должностей. Новые выборы заставляли людей снова и снова подтверждать свои управленческие качества, которые считались продолжением их личных достоинств.
Тогда как государственный аппарат в Византии – это император и его администрация, чиновники которой получали свои властные полномочия как часть авторитета самого императора. Только личность государя в Византии определялась через его христианскую веру. Император – это лучший из христиан. Авторитет императора – это богоугодность его власти, которая официально признается церковными иерархами и подтверждается «помазанием на царство».
Это значит, что в Византии личные качества чиновников не принимались в расчет. Значение имело только связь чиновников с императором, которому сам Бог доверил правление народом. Человек может быть каким угодно негодяем, но император мог легко поручить ему государственное управление. Именно это поручение делало этого человека «хорошим христианином».
Праведность и богоугодность императора как бы очищала чиновника от его прошлой греховной жизни. Государственное служение понималось как христианское исповедание веры. Как частное лицо – можешь грешить, но становясь чиновником – поступай правильно.
Отсюда возникает вечная тема:
«Царь – хороший, бояре – плохие. Человек – негодный, но чиновник должен быть исправный. Государственная служба – это одно, а личная жизнь публичного человека никого не касается».
Итак, вот три версии легитимации:
1. Римское государство – подчиняемся властям, чтобы не гневить богов в этой жизни.
2. Византия – подчиняемся властям, чтобы позаботиться о спасении души в Царстве небесном.
3. Современное государство – подчиняемся властям, иначе будем подавлены и уничтожены государством.
Начало темы см. в публикации: Римские императоры Константин и Феодосий. Почему христианство стало религией в Римском государстве?
Беседа с антропологом. Вы можете заказать тему статьи