Как американские и европейские автомобили повлияли на автомобильную промышленность СССР.
История советского автомобилестроения началась в 1924 году, когда завод АМО (Московского автомобильного общества) начал выпускать грузовики АМО Ф-15. Дизайн автомобиля был основан на итальянской модели Fiat 15, но были внесены существенные изменения. Производство в Советском Союзе вскоре начало быстро расти: по всей стране были построены новые крупные заводы, которые собирали автомобили для советских нужд. Некоторые из них напоминали западные образцы.
1. ГАЗ А (1932) / Форд
В 1929 году Советский Союз подписал соглашение с Ford Motor Company о сборке автомобилей по лицензии Ford. Первые модели, получившие название ГАЗ А, были выпущены на Горьковском (ныне – Нижегородском) автомобильном заводе (ГАЗ) в 1932 году. ГАЗ А был основан на модели Форда, снятой с производства в 1931 году. Система питания двигателя была переработана в советском автомобиле. В общей сложности более 41 000 ГАЗ А были произведены. В 1936 году старая модель была заменена на ГАЗ-М-1.
2. ГАЗ М-1 (1936) / Ford Model B
Дизайн этой модели был основан на модели Ford B 1934 года. Как и предыдущий автомобиль, он был выпущен в 1929 году. Но пережил значительные изменения. Его советские конструкторы переосмыслили практически все - от подвески автомобиля до его внешнего вида. Произведенный в 1936-1942 годах, он был одним из самых популярных автомобилей в довоенном Советском Союзе. Всего было собрано более 62 000 автомобилей с несколькими модификациями.
3. КИМ 10 (1940) / Форд Префект
КИМ-10 был первой моделью советских малолитражных автомобилей, вдохновленных британским Ford Prefect. Советский автомобиль получил современный дизайн капота, ветрового стекла и багажник. Однако Вторая Мировая война помешала дальнейшему развитию событий. Эта машина никогда официально не поступала в продажу, хотя 64 автомобиля были разыграны в качестве лотерейных призов.
4. ЗИС 110 (1945) / Паккард 180
Первый советский лимузин ЗИС 101 (1936) уже базировался на американском Бьюике, а в сентябре 1942 года Сталин приказал разработать новый лимузин класса люкс, ЗИС 110, на этот раз под влиянием Паккарда 180. Этот представительский автомобиль выпускался до 1958 года, а всего для советских чиновников было изготовлено 2000 автомобилей. Производство самого Паккарда 180 было прекращено после Второй мировой войны.
5. Москвич 400 (1946) / Opel Kadett K38
В Декабре. 4 ноября 1946 года на Московском заводе компактных автомобилей (АЗЛК) был собран первый автомобиль "Москвич-400". Четырехместный автомобиль имел максимальную скорость 90 км / ч и был сильно вдохновлен немецким Opel Kadett K38.
Иосиф Сталин настаивал на производстве автомобиля, так как он был большим поклонником Opel после того, как увидел его на выставке в Кремле в 1940 году. Однако из-за Второй мировой войны проект был отложен. Но в 1947 году Московский завод приступил к выпуску модели. Он выпускался вплоть до 1954 года, а затем был заменен на "Москвич-401", имевший более мощный двигатель. Всего с завода было выпущено 216 000 седанов и 17 000 кабриолетов. В 1956 году автомобиль был заменен на новый Москвич-402.
6. Москвич 408 (1964) / Opel Kadett A
Третье поколение автомобилей "Москвич" было основано на другом немецком автомобиле-Opel Kadett A (1962), отличавшемся от ранней модели более просторным салоном. В 1967 году Московский завод компактных автомобилей приступил к сборке нового автомобиля "Москвич-412" с более мощным двигателем и большей скоростью.
Москвич-412 также был популярным автомобилем на экспорт. В Болгарии он был собран под именем Рила, а в Бельгия он был известен как Скальдия. Советская модель выпускалась до 1976 года в Москве и даже до 1998 года на Ижевском заводе.
7. ГАЗ-24 Волга (1966) / Ford Falcon
Конструкция модели Volga была аналогична американским Ford Falcon (1962) и Plymouth Valiant (1962). Автомобиль выпускался на Горьковском заводе до 1985 года, в основном для использования в качестве такси и государственных автомобилей с водителем. Модификация ГАЗ-24, получившая название ГАЗ-24-76 Scaldia, была популярной моделью такси в Бельгии и Франции. Всего Горьковский завод собрал 1,4 млн автомобилей ГАЗ-24.
8. ZAZ-966 (1966) / NSU Prinz IV
Этот новый малолитражный советский автомобиль имел экстерьер, аналогичный немецкому NSU Prinz IV 1961 года. В свою очередь, немецкий автомобиль частично повторил дизайн американского Chevrolet Corvair 1959 года. Двухдверное купе выпускалось до 1972 года на Коммунарском автозаводе (современная Украина).
9. ВАЗ 2101 (1970) / Fiat 124
В 1966 году итальянский концерн Fiat и советское министерство внешней торговли подписали соглашение о сотрудничестве. В рамках этой сделки в СССР начали выпускать универсал ВАЗ 2102 и седан ВАЗ 2101, основанный на Fiat 124, признанном “европейским Автомобилем года” в 1967 году. Тем не менее, ВАЗ 2101 был широко “русифицирован” с более чем 800 изменениями.
ВАЗ 2101, он же” копейка", стал в Советском Союзе настоящим народным автомобилем. Эта модель была первым автомобилем в семействе ВАЗов и имела множество вариаций. До 1988 года завод АвтоВАЗа в Тольятти выпускал 4,85 млн таких автомобилей, поэтому в 2000 году ВАЗ 2101 был назван российскими СМИ “лучшим российским автомобилем 20 века”.
10. Москвич 2141 (1986) / Simca Chrysler 1308
В 1980-х годах Советскому Союзу удалось создать совершенно новую модель Москвича-переднеприводный хэтчбек, основанный на конструкции франко-американской Simca Chrysler 1308. Советский автомобиль получил современный экстерьер и экспортное название Алеко. Московский завод выпустил более 716 000 таких автомобилей в различных вариациях. Последняя модель была собрана в 2002 году под именем Святогор.