Найти тему

"Ход королевы" книга, по которой снят сериал

Финал получился мощнее в сериале. И дело не только в том, что сценаристы объединили два эпизода в один - встреча с пенсионерами-шахматистами в сквере и игра с одним из них. Скорее, в том, как Бет впервые принимает решение САМОСТОЯТЕЛЬНО, без оглядки на ЦРУ, КГБ (мы-то точно знаем, что за ней следили НАШИ ОРГАНЫ). Победа не просто придала уверенности - сформировала ЛИЧНОСТЬ.В минувшем месяце на канале Netflix вышел сериал "Ход королевой", снятый по одноименной книге Уолтера Тевиса (1928-1984).  Сериал получил высокую оценку, рейтинг - 8.5, много восторженных откликов и рецензий.  Чем же так впечатлил фильм и что собой представляет книга?

Кадр сериала "Ход королевой".
Кадр сериала "Ход королевой".


Прежде всего, стоит отметить, что и сюжет, и диалоги совершенно идентичны.


В основе - история 9летней девочки из приюта, потерявшей в катастрофе мать.


В книге мать сама находится за рулём, а дочь ждет ее дома. В сериале смерть матери не просто трагедия - травма: Бет вместе с матерью в машине, и, прежде чем отправить машину по встречке, мать произносет:
"Закрой глаза", то есть она не только себя убивает, но и хочет убить дочь. Воспоминания об этом преследует Бет всю жизнь.


В приюте девочка УВЛЕКЛАСЬ игрой в шахматы, благодаря тому, что подсмотрела за игрой уборщика в приюте.


"Однажды Бет пришла в подвал, встала рядом с уборщиком и принялась ждать, когда он сделает ход. Уборщик протянул руку к фигурке, представлявшей собой лошадиную голову на маленьком пьедестале, а в следующую секунду зыркнул на Бет и сердито нахмурился:
– Чего тебе, девочка?"


Шахматы заменили ей фактически жизнь. Смерть матери, тяготы приюта - все это словно отходит на второй план, когда фигуры начинают оживать в ее сознании.


Один из самых ярких эпизодов книги - первая, совсем ещё неофициальная, победа девочки.


"Наконец она остановилась и огляделась. Взятые в плен фигуры сбились в кучки у края шахматных досок. Несколько старшеклассников таращились на нее, остальные отводили глаза. Раздались разрозненные аплодисменты, и у Бет вспыхнули щеки. Ее душа тянулась обратно к доскам, к опасным положениям на них и смертоносным позициям фигур. Но там уже ничего не осталось, а она снова превратилась в маленькую девочку, лишенную силы и власти".


Правда, с темой приюта раскрывается важная и актуальная проблема - проблема транквилизаторов. Детям перед сном выдают "зелёную пилюлю", и у Элизабет постепенно формируется наркотическая зависимость. Пилюли научили ее ВИДЕТЬ доску, ПЕРЕДВИГАТЬ фигуры мысленно.


"Уже у нее перед глазами не было ничего, кроме шестидесяти четырех квадратов и зыбкой архитектурной конструкции из черных и белых пешек на них – воображаемая зубчатая линия горизонта колыхалась, расслаивалась, образуя ветвистые узоры, пока Бет подбирала варианты; шахматное дерево, ветвь за ветвью, вырастало из каждой новой группы ходов. Одна из ветвей выглядела покрепче остальных, и Бет пошла по ней, изучая ростки возможностей, которые проклевывались из нее, и не забывая держать в уме всю картину в целом, все дерево из воображаемых позиций. И наконец нашла то, что было нужно".


Причем что в книге, что в сериале зависимости уделено достаточно много внимания: нам показано, что сначала Бет без подпитки не может играть, а потом эта подпитка приводит к первому поражению, то есть в какой-то момент разрушает мозг.


Безусловным плюсом книги являются сцены, как подруга помогает Бет избавиться от зависимости. В фильме этого нет, собственно, в сериале вообще как-то меньше внимания уделяется тому, насколько сложно  ИЗБАВИТЬСЯ ОТ зависимости. Да, разрушения показаны, а вот сложности другие - нет. Более того, посмотрев фильм, убеждаешься, что гениальность и наркотики или алкоголь идут рука об руку. А так не должно быть.


При всей схожести книги и фильма есть некоторые нюансы, которые отображены под разным углом. Вот если бы объединить - было бы великолепно.


Например, момент, когда Бет впервые называет миссис Уитли мамой. Случилось это после первого важного чемпионата на выезде, когда они обе осознали, ЧТО могут дать друг другу.


"Полагаю, можно добраться до Хьюстона на самолете, – бодро сообщила миссис Уитли. – Мы чудесно проведем зимние каникулы на солнышке.
Бет задумчиво доедала спумони.
– Хорошо, – сказала она. И глядя на мороженое, добавила: – Хорошо, мама".


Конечно, сцена показана и в сериале, но там она совсем не воспринимается значительной. А ведь выигрыш  не только укрепил увереность Бет в себе как в шахматистке, но и подарил маму.
Путь девочки-сироты к мировой славе, был сложен. А по сути, что в ее жизни было? Только шахматы.


"Бо́льшую часть времени единственным средством общения для них был язык шахмат. Как-то около полудня, после нескольких часов изучения эндшпилей, Бет устало поинтересовалась:
– На тебя шахматы никогда не наводят скуку?
Он взглянул на нее со знакомым безмятежно-бессмысленным выражением лица:
– Это как?"


Что появится в жизни того, кто будет читать книгу? Шахматные фигуры и партии, партии, партии. И надо отдать должное писателю: каждая совершенно реальная, чёткая, правильная.


"Бенни пошел пешкой на четвертое поле ферзя. Бет взяла его пешку, и он отыгрался конем. Бет вывела второго коня и ждала, что он сделает то же самое – тогда ей удастся сначала связать его фигуру, потом сбить и получить сдвоенные пешки. Тот ход пешкой ферзевого слона дорого ему обойдется – она получит пусть небольшое, но крепкое преимущество.
Однако Бенни не стал развивать своего коня. Он просто сбил ее коня. Видимо, ему не нужны были сдвоенные пешки. Бет помедлила, прежде чем отыграть фигуру. Поразительно, но Бенни уже занял оборонительную позицию. Всего несколько минут назад она чувствовала себя новичком, а он попытался ее запутать на третьем ходу и теперь сам попал в сложное положение.

Взять его коня своей коневой пешкой с продвижением к центру казалось очевидным ходом. Если вместо коневой использовать ферзевую пешку, Бенни сможет разменять ферзей. Это лишит ее не только самой сильной фигуры, которую она любила бросать в быструю атаку, но и возможности рокировки. Бет протянула было руку к коневой пешке, чтобы взять коня соперника, но остановилась. Идея открыть вертикаль ферзя, при всей ее смелости, вдруг показалась привлекательной, и она принялась обдумывать эту возможность. Постепенно смелый ход начинал обретать смысл. При размене ферзей на такой ранней стадии рокировка будет не важна. Она сможет увести короля, как это делается в эндшпилях. Бет снова взглянула на Бенни и заметила, что он озадачен – не понимал, почему она тянет с простым решением отыграть коня. Неожиданно соперник показался ей не таким уж значительным. «К чертям собачьим!» – снова подумала она и взяла его коня ферзевой пешкой, открыв своего ферзя".


Можно сказать, таким образом, что книга нужна тем, кто играет или уже учится играть: подробная информация обо всех партиях, можно самому все проиграть. Сериал же ПРИВЛЕЧЕТ к шахматам тех, кто не играл никогда.

В данном случае игра актеров, динамика, красочность, применение технологий сыграли на руку именно сериалу.Всегда после нашумевшей экранизации возникает вопрос: что лучше - фильм или книга? Редко отвечаешь - фильм.