Найти тему
Marga: просто история

Когда в тебя влюблен горбатый, низенький и мстительный поэт

Художник Уильям Пауэлл Фрит о 19 детях которого я как-то недавно уже писала, прославился в викторианское время своими картинами облагораживающей душу тематики: счастливые семейства, нежные девицы, трогательные парочки, ну и прочие жанровые сценки, где добро и правда должны восторжествовать над злом и хитростью, а виновные так или иначе понесут наказание.

Вот, например, несколько картин, чтобы Вы могли составить представление о художнике. В целом, сцены обезличенные, ни имен, ни дат, ни намеков, что и соответствует тематике.

Но вот однажды, когда Фрит еще был молод, пришла ему в голову странная идея: изобразить сцену...ну не то, чтобы историческую, скорее этакую...из разряда исторических сплетен. Может были, может нет, кто же его за далью времен разберет. А если и были, то знают об этом только двое (или не только двое - если кто-то из них был излишне болтлив).

На картине - сцена признания поэта и философа Александра Поупа (1688 - 1744) в любви леди Мэри Уортли Монтегю (1689-1762).

William Powell Frith. Pope Makes Love To Lady Mary Wortley Montagu (1852). Auckland Art Gallery.
William Powell Frith. Pope Makes Love To Lady Mary Wortley Montagu (1852). Auckland Art Gallery.

Леди Мэри была женщиной интереснейшей: путешественница (ее супруг был посланником Британии в Османской империи), писатель (опыт восточной жизни лег в основу ее "Турецких писем"), первая, кто привез в Европу с Востока раннюю технику прививки против оспы. Сама леди Мэри перенесла оспу в 16 лет, она выздоровела, но лицо ее осталось изуродованным. Что, впрочем, не сказалось на дальнейшей судьбе этой замечательной женщины: замуж она вышла и даже некоторое время жила довольно счастливо, ей оказывали внимание мужчины, среди которых, кстати, и был Александр Поуп.

Некоторое время леди Мэри и Поуп переписывались...и вдруг, в один момент, все изменилось. В 1728 году Поуп напал на леди Мэри в своей пародийной поэме...А дальше нападки последовали одна за другой, и, по одной из версий, причиной тому был насмешливый отказ Мэри Монтегю принять знаки его внимания.

Собственно, этот момент Фрит и изобразил...Даже с пояснением:

"Ее собственное заявление относительно причины ссоры было таково: в некое неудачно выбранное время, когда она меньше всего ожидала того, что романтики называют признанием, он так страстно выразил свою любовь к ней, что, несмотря на все ее усилия рассердиться и выглядеть серьезной, она расхохоталась; с этого момента он стал ее непримиримым врагом"*.

Картина создана с большим вниманием к деталям. Пояс на леди Мэри намекает на ее восточные странствия. В салоне есть несколько отсылок к происхождению и социальному положению леди Мэри: корона на стене над канделябром, литературные тексты, письменные принадлежности указывают на ее положение жены первого посла в Турции, ее известность своими письмами и записками. Есть в картине и насмешливая ирония - влюбленная скульптурная парочка на заднем плане.

И все же Фрит относится к своим героям доброжелательно: лицо леди Мэри изображено без шрамов, а сидячее положение Поупа скрывает его недостатки. Пораженный в детстве одной из форм туберкулеза, Поуп вырос только на 1 метр и 37 сантиметров, а также имел горб.

Возможно, этим и объясняется то, что Александр Поуп на этой картине изображен практически стариком, притом, что они с леди Монтегю, в общем-то, ровесники. А может быть и нет...Кто знает замысел художника)

*Цитата в моем вольном переводе из Auckland Art Gallery