Художник Уильям Пауэлл Фрит о 19 детях которого я как-то недавно уже писала, прославился в викторианское время своими картинами облагораживающей душу тематики: счастливые семейства, нежные девицы, трогательные парочки, ну и прочие жанровые сценки, где добро и правда должны восторжествовать над злом и хитростью, а виновные так или иначе понесут наказание.
Вот, например, несколько картин, чтобы Вы могли составить представление о художнике. В целом, сцены обезличенные, ни имен, ни дат, ни намеков, что и соответствует тематике.
Но вот однажды, когда Фрит еще был молод, пришла ему в голову странная идея: изобразить сцену...ну не то, чтобы историческую, скорее этакую...из разряда исторических сплетен. Может были, может нет, кто же его за далью времен разберет. А если и были, то знают об этом только двое (или не только двое - если кто-то из них был излишне болтлив).
На картине - сцена признания поэта и философа Александра Поупа (1688 - 1744) в любви леди Мэри Уортли Монтегю (1689-1762).
Леди Мэри была женщиной интереснейшей: путешественница (ее супруг был посланником Британии в Османской империи), писатель (опыт восточной жизни лег в основу ее "Турецких писем"), первая, кто привез в Европу с Востока раннюю технику прививки против оспы. Сама леди Мэри перенесла оспу в 16 лет, она выздоровела, но лицо ее осталось изуродованным. Что, впрочем, не сказалось на дальнейшей судьбе этой замечательной женщины: замуж она вышла и даже некоторое время жила довольно счастливо, ей оказывали внимание мужчины, среди которых, кстати, и был Александр Поуп.
Некоторое время леди Мэри и Поуп переписывались...и вдруг, в один момент, все изменилось. В 1728 году Поуп напал на леди Мэри в своей пародийной поэме...А дальше нападки последовали одна за другой, и, по одной из версий, причиной тому был насмешливый отказ Мэри Монтегю принять знаки его внимания.
Собственно, этот момент Фрит и изобразил...Даже с пояснением:
"Ее собственное заявление относительно причины ссоры было таково: в некое неудачно выбранное время, когда она меньше всего ожидала того, что романтики называют признанием, он так страстно выразил свою любовь к ней, что, несмотря на все ее усилия рассердиться и выглядеть серьезной, она расхохоталась; с этого момента он стал ее непримиримым врагом"*.
Картина создана с большим вниманием к деталям. Пояс на леди Мэри намекает на ее восточные странствия. В салоне есть несколько отсылок к происхождению и социальному положению леди Мэри: корона на стене над канделябром, литературные тексты, письменные принадлежности указывают на ее положение жены первого посла в Турции, ее известность своими письмами и записками. Есть в картине и насмешливая ирония - влюбленная скульптурная парочка на заднем плане.
И все же Фрит относится к своим героям доброжелательно: лицо леди Мэри изображено без шрамов, а сидячее положение Поупа скрывает его недостатки. Пораженный в детстве одной из форм туберкулеза, Поуп вырос только на 1 метр и 37 сантиметров, а также имел горб.
Возможно, этим и объясняется то, что Александр Поуп на этой картине изображен практически стариком, притом, что они с леди Монтегю, в общем-то, ровесники. А может быть и нет...Кто знает замысел художника)
*Цитата в моем вольном переводе из Auckland Art Gallery
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я думаю, о ком еще написать, можно прочитать другие мои статьи, например: