В Театре Наций режиссер Талгат Баталов поставил спектакль о Франции, где мусульмане пришли к власти[1].
Спектакль основан на романе французского писателя Мише́ля Уэльбе́ка, того самого, который как-то высказался, что презирает ислам и который называл ислам — глупой религией[2].
Хоть писатель Уэльбе́к враждебно настроен к исламскому вероучению, исламофобом он себя не считает. Такие вот взаимоисключающие параграфы.
Ну это как открыто презирать спорт и считать его глупым занятием, но на вопрос «не противник ли ты спорта», отвечать: «не, вы чего, конечно, нет».
Сюжет спектакля таков.
Главный герой Франсуа — профессор Сорбонны, ему за сорок, он крутит романы со студентками и думает о смысле жизни и грядущей старости.
Тем временем на выборах 2022 года к власти приходят мусульмане. Главный герой пытается встроиться в обновленное общество.
Что можно сказать о спектакле?
Куча намешанных стереотипов об Исламе: женщины в никабах, мужчины в тюбетейках, вторые и прочие жены.
Послушав интервью режиссера, понимаешь, что спектакль «Покорность» — это попытка не столько разобраться в теме, что было бы со светским государством при мусульманском лидере (кстати, интересная для беседы тема), а желание режиссера произвести впечатление и выразить какие-то претензии.
И вот — в центре Москвы идет спектакль, в котором намешаны ложные стереотипы и искаженные представления об Исламе.
Даже если допустить, что всё это задумано для художественности, драматургии (ну должен же быть в драме злодей), на роль злодея — поставили мусульман, и их якобы неконтролируемая даже ими самими агрессивность выдана за правду.
Мы живем в многонациональной стране. Может, не стоит разжигать межнациональную рознь?
Это, кстати, не я, это Министерство культуры России сказало. Только не по отношению к этому спектаклю о мусульманах.
В 2014 году чеченский режиссер Хусейн Эркенов снял историческую драму «Приказано забыть» о массовом убийстве в чеченском ауле Хайбах в 1944 году во время депортаци чеченцев и ингушей.
Министерство культуры России на всякий случай запретило демонстрацию фильма. Потому что, по утверждению министерства, фильм «разжигает межнациональную рознь»[3], мол, поймите, в многонациональной стране живем.
Спектакль со вздорными и нелепыми выдумками о мусульманах — не разжигает рознь, а фильм, основанный на реальных событиях, выходит, — разжигает.
Вот и получается, что о мусульманах общество знает через кривую-косую призму.
Смотрите видеоролик с этой и другими новостями
Приведу такой пример, как перевернуть представление о какой-нибудь группе людей с ног на голову.
Представим, что в США на Бродвее в Нью-Йорке поставили спектакль о русских с условным названием «Можешь не умываться» какого-нибудь претендующего на оригинальность писателя. В романе он показывает нам Америку, в которой к власти пришел не Джо Байден, а русские.
И весь спектакль главные герои ноют на тему того, что теперь в принудительном порядке придется носить кокошник, играть на балалайке, хлебать щи, и читать до конца роман «Идиот» Достоевского.
А потом после премьеры режиссер спектакля будет с умным видом рассуждать о том, что нужно всячески сопротивляться русскому миру.
Вот примерно такой же уровень странноватости и несуразности мусульмане увидят в спектакле «Покорность» о мусульманах.
Когда же мы увидим спектакль, в котором покажут религию Ислам без этих допотопных клише? Спектакль, в котором лейтмотивом прозвучит истина, касаемая этой религии: что в Исламе нет принуждения?
Религия Ислам не нуждается в насильно принимающих ее людях.
И Ислам не несет ответственность за людей, толкующих его не самым лучшим образом.
Источники
[1]08.11.2020. В Театре Наций поставили спектакль о Франции, где к власти пришли мусульмане.
[2] 23.10.2002. Уэльбек презирает не мусульман, а их религию.
[3] «Приказано забыть»
___________________________
Ставьте лайки, пишите комментарии к этому материалу.
Подписывайтесь в соцсетях:
Видеоблог в текстовом формате в Zen
Страничка Амины Оздамировой в Instagram
Видеоблог Амины Оздамировой в Youtube