Стихотворение написано 6 июня 1849 года, когда Тютчев, направляясь на отдых в свое село, проезжал мимо окрестных деревень. Он был впечатлен красотой окружавшей его русской природы. Вероятно, ему давно не хватало ее, ведь он жил с 18 лет (с 1821 года) за границей и лишь в 1844 году вернулся в Россию.
Гроза, увиденная на раздолье прекрасных русских полей, которые он знал и любил с детства, произвела на поэта сильное впечатление. Стихотворение пронизано чувством любви к русской земле и восхищением ее красотой.
В наши дни стихотворение читается легко, несмотря на некоторые устаревшие выражения. Например, сегодня устарело междометие " Чу!", означающее "слышно".
Жанр стихотворения
Поэт решил нарисовать словами этот весенне-летний грозовой пейзаж, который ему так понравился. Поэтому стихотворение относится к пейзажной лирике (основная тема – тема природы).
Тема и сюжет стихотворения
Произведение написано на тему такого природного явления, как гроза. Описывается, как гроза наступает - это промежуточное состояние природы, ожидание грозы ("принахмурилась земля"). Затем идет ливень и, наконец, все проходит, вновь земля "в сиянье потонула".
Основная мысль (идея) стихотворения
Основная мысль, или идея, этого произведения - это мысль о том, что гроза придает особенное очарование природе:
Зеленеющие нивы зеленее под грозой.
Поэт описывает особенную грозовую красоту весны или раннего лета, ведь злаковые поля имеют зеленый цвет лишь в это время года. Дождь очень желанен в эту пору года.
Гром, ливень, пыльный вихрь - все это описывается как кратковременные явления, которых не стоит пугаться. Гроза быстро проходит, принося радость и свежесть: вся земля тонет в сиянье.
Все стихотворение воспринимается как контраст двух разных пейзажей: один хмурый, грозовой, и другой - потонувший "в сиянье".
Причем оба этих контрастных пейзажа освещены солнцем, но вначале солнце смотрит "неохотно и несмело", отчего земля "принахмурилась". В конце же солнце светит во всю мощь и земля радостно тонет в его "сиянье".
Вид рифмы
Произведение написано хореем (ударение падает на первый слог в двухсложной стопе), это четырехстопный хорей :
Не-о// хот-но// и- не// сме-ло//
Солн-це // смо-трит // на по //ля.
Чу, за // ту-чей // про-гре- //ме-ло //,
При-на// хму-ри //лась зем// ля.
Вет-ра // теп-ло // го по //ры-вы //,
Даль-ный // гром и // дождь по // рой...
Зе-ле- // не-ю- // щи- е // ни- вы //
Зе- ле-// не- е // под гро - // зой.
Вид рифмовки
Каждая строфа здесь – это четверостишие. Рифмовка – перекрестная (несмело – прогремело, поля - земля; порывы -нивы, порой- грозой). Такая форма делает стихотворение бодрым и ритмичным по звучанию.
Художественные средства
Для создания запоминающегося образа пейзажа поэт использует множество художественных средств.
эпитеты - "зеленеющие нивы", "неохотно и несмело" солнце смотрит на поля, «смятенная земля», «пламень белый и летучий», раскаты громовые «все сердитей и смелей».
сравнение («вихрем» пыль летит с полей) - это единственное в стихотворении сравнение в чистом виде. Оно создает динамику в изображении грозы: мы начинаем видеть, как пыль летит с полей словно вихрь.
Зато в стихотворении присутствует много скрытых сравнений - метафор.
метафора (солнце взглянуло «исподлобья», «в сиянье потонула» земля, "синей молнии струя"). Метафора - это скрытое сравнение. (Смысл этих метафор можно расшифровать так: солнце взглянуло словно "исподлобья", земля словно "потонула" в сиянье, синяя молния - словно струя). Некоторые метафоры в этом стихотворении являются также и эпитетами, и олицетворением: "неохотно и несмело солнце смотрит на поля", «смятенная земля»...
аллитерация (чу, за тучей...; прогремело, принахмурилась, зеленеющие ... зеленее)
Повтор эпитетов («зеленеющие нивы зеленее под грозой») усиливает яркость этого цвета в пейзаже: мы видим, как все становится ярко-зеленым под грозовым ливнем.
В стихотворении с помощью эпитетов используется цветопись - поэт рисует образ природы яркими, чистыми красками:
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Синяя молния и белый пламень - это необычные, образные определения (эпитеты), ведь в стандартном словоупотреблении молния бывает белая, а пламень красный.
Но краски создаются поэтом не только с помощью определений. Начало и конец стихотворения обрамляют краски "солнца", его "сиянья", которое, падая на землю, делает светлее все оттенки. Мы видим и образ принахмуренной земли, которую наше воображение рисует в темно-зеленых тонах. Таким образом, с помощью различных средств поэт создает образ богатого в цветовом отношении пейзажа.
Олицетворение
Стихотворение построено как взаимоотношения неба (солнца, туч, молнии) и земли. Эти природные объекты очеловечиваются: например, хмурятся, обладают особым настроением и взглядом... Этот прием (очеловечивание объектов, которые не являются людьми) называется олицетворением: солнце как будто «смотрит на поля» «неохотно и несмело». Гремит гром, и оттого «принахмурилась земля».
Инверсия
"ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой"...
Композиция стихотворения
Строфа, в которой описывается первая сверкнувшая молния - это кульминация стихотворения, так как в ней описывается самый яркий и напряженный момент. Эта строфа разбита на две части – на две отдельные маленькие строфы. Благодаря этому усиливается образ молнии, которая разрезает небо. Эта разбитая надвое строфа к тому же является центральной и сама делит все стихотворение на две части – до и после первой молнии. Этот элемент композиции служит выражению замысла автора – создать яркий образ грозы.
Также в композиции поэт использует такой мотив, как игра контрастов, чередование света и тьмы. Земля то получает немного света от солнца, то она хмурая, так как солнце уходит. Потом картина освещается молнией, потом опять тьма во время дождя.
Но произведение начинается и заканчивается одним и тем же – а именно взглядом солнца на землю, отчего вся земля видоизменяется, природа становится радостнее. Такая композиция называется кольцевой (когда начало и конец похожи, то есть замыкают стихотворение как бы в кольцо).
Лирический герой в стихотворении
Настроение стихотворения
В этом стихотворении кольцевая композиция помогает создать спокойное настроение: дождь закончился очень быстро, и вновь, как и прежде, светит солнце, хотя и скудно, «исподлобья». Это позволяет нам заключить, что лирический герой в этом стихотворении сохраняет гармоничное (не тревожное) состояние духа. Он любуется природой и не воспринимает грозу как что-то страшное. Поэтому он передает нам оптимистическое мировосприятие: гроза благотворна для природы, хотя имеет опасный вид. В этом заключается, как мы помним, и главная мысль стихотворения.
Произведение можно сопоставить со стихотворением Фета "Как ярко полная луна..." . В нем тоже выражено чувство восхищения красотой природы:
Как ярко полная луна
Посеребрила эту крышу!
Сходство также в выразительности красок и звуков: у Фета ярко светит луна, звезда горит, а птица громко поет «ночную песнь» «у неостывшего гнезда». Причем эта песнь «гремит и тает», а звезда "горит и потухает", то есть определенный шум и блеск (сияние звезды, пение птицы) проходит, как в стихотворении Тютчева, и наступает тишина.
Художественная сила стихотворения
После прочтения стихотворения мы перенимаем это спокойное настроение автора. Нам становится светло на душе. Мы понимаем, что вслед за жизненными грозами вновь приходит солнце. В таком воздействии на настроение читателя и состоит художественная сила этого стихотворения. То есть стихотворение помогает нам пережить те периоды жизни, когда временно небо хмурится и льет дождь, то есть наступают жизненные трудности. Гроза пройдет, и снова будет светить солнце...